Плисецкая Майя Михайловна (1925-2015) – советская артистка балета, педагог-репетитор и балетмейстер, признана величайшей балериной ХХ века. На протяжении 42 лет (1948-1990) являлась примой-балериной Большого театра Советского Союза. Майе Михайловне присвоены звания Народной артистки СССР, Героя Социалистического труда, почётного доктора университета Сорбонны, почётного гражданина Испании, почётного профессора МГУ имени Ломоносова. Плисецкая была полным кавалером орденов «За заслуги перед Отечеством».
Биография
Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.
Майя Плисецкая | Глазами женщины
Девочка родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.
Майя Плисецкая с родителями | Комсомольская правда
В 1932 году семья перебралась на Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем — консулом СССР. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка». По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 году Плисецкую записали в Московскую хореографическую школу. Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению. Однако страшный 1937 год перечеркнул все надежды.
Майя Плисецкая в детстве | Комсомольская правда
1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом.
Майя Плисецкая в юности | LiveInternet
Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.
Дочь «врага народа»
Майя Плисецкая была старшей из трех детей, после нее в семье родились еще два сына – Александр в 1931 году и Азарий 1937 года рождения. Когда Майе Плисецкой было 11 лет – за два месяца до появления на свет младшего из ее братьев – произошла трагедия, разрушившая и разметавшая эту дружную семью: 30 апреля 1937 года по обвинению в шпионаже был арестован отец семейства Михаил Плисецкий. А 8 января 1938 года он был расстрелян.
Народная артистка СССР Майя Михайловна Плисецкая (справа) и Народный артист РСФСР Николай Борисович Фадеечев в балете «Прелюдии и фуги» на музыку Иоганна Себастьяна Баха на сцене Большого театра СССР. Фото: Александр Коньков/ТАСС
О матери же великая балерина вспоминала так: «Характер у мамы был мягкий и твердый, добрый и упрямый. Когда в тридцать восьмом году ее арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина, – она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали 8 лет тюрьмы».
Вместе с матерью в тюрьму отправился младший из братьев Майи Плисецкой, которому тогда не было и года. А ее саму и брата Александра спасло от детского дома то, что их разобрали в семьи сестра и брат матери, артисты балета Суламифь и Асаф Мессереры.
С этого времени Майя Плисецкая целиком ушла в занятия балетом. К слову, два ее брата, когда подросли, тоже связали себя с балетом и стали артистами, хореографами и балетмейстерами.
Майя Плисецкая училась в хореографическом училище, когда началась война. Все это время ее родственники, прославленные артисты балета, бились за то, чтобы мать Майи была оправдана и возвращена в Москву. В результате их многочисленных хлопот и прошений из Акмолинского лагеря жен изменников Родины, куда Рахиль Мессерер попала вместе с грудным ребенком, ее перевели в конце лета 1939 года на вольное поселение в Чимкент. Там она в статусе ссыльной работала учителем танцев в одном из клубов. Вернуться в Москву Рахиль Мессерер удалось в 1941 году, за два месяца до начала Великой Отечественной войны.
Прима-балерина Большого театра Союза ССР Майя Михайловна Плисецкая (Кармен) и советский артист балета Николай Борисович Фадеечев (Хозе) в одноактном балете «Кармен-сюита» в постановке кубинского балетмейстера Альберто Алонсо по мотивам новеллы французского писателя Проспера Мериме «Кармен» на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР. Фото: Александр Коньков/ТАСС
Первые выступления
Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.
Майя Плисецкая в юности | Понедельник
В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.
Балетная карьера примы
Как вспоминала сама Майя Плисецкая, биография ее была наполнена событиями. Примечательно, что первое выступление на сцене совпало с днем начала военных действий фашистов против СССР. Балерина кратко вспоминала во время своего интервью на «Первом канале», что ее охватило чувство тревоги и беспокойства, однако Майя танцевала, несмотря на пустеющий зал. Из Москвы Плисецких эвакуировали в Свердловск, однако Майя вернулась обратно и продолжила обучение.
У балерины были отличные физические данные: Майя Плисецкая, рост и вес которой в молодости были идеальными, совершала умопомрачительные по сложности и амплитуде прыжки. Балерине приходилось питаться по особой системе, чтобы не выбиться из сил и остаться в отличной физической форме.
Публика сразу же приметила начинающую балерину, а ее страстные па встречала неизменными аплодисментами. Однако уникальная грация движений не сразу принесла ей ведущие роли: например, в спектакле «Спящая красавица» пришлось станцевать две второстепенные партии, прежде чем прима получила главную.
Позже Плисецкая получает практически все главные роли, а статус примы ей присваивают после того, как Уланова уходит на заслуженный отдых. Практически сразу начинается многолетнее противостояние Плисецкой с главным балетмейстером, которое закончится уходом балерины из театра.
1956 год принес гранд-балерине новые неприятности: ей запретили ехать вместе с театром в зарубежное турне, а спецслужбы обвинили ее в шпионаже. За свою долгую карьеру Плисецкая станцевала практически все ведущие партии, объездила с гастролями весь бывший СССР, участвовала в постановках итальянских, французских и испанских мэтров.
Карьера в Большом театре
Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Вскоре талантливой балерине стали доверять центральные роли, ко многим заглавным партиям она продвигалась постепенно, от одного женского персонажа к другому.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Студия танцев
В первом же сезоне Плисецкая станцевала Машу в «Щелкунчике», затем Мирту в «Жизели», она была первой феей Осени в «Золушке», Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» Майя сначала исполняла роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Вскоре Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив великую Галину Уланову.
Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах:
- «Легенда о любви»;
- «Кармен-сюита»;
- «Каменном цветок»;
- «Раймонда»;
- «Конек-Горбунок»;
- «Ромео и Джульетта»;
- «Бахчисарайский фонтан» и другие.
Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что Майя Плисецкая не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили великой балерине, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Российская газета
Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В том числе немало спектаклей она поставила на сцене Большого театра, исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.
Балеты
В качестве балетмейстера, сотрудничая с другими хореографами и режиссерами, Майя Плисецкая поставила балеты «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Балерина работала руководителем Римского театра оперы и балета, а после — Испанского национального балета. Она сотрудничала с Рудольфом Нуриевым и Роланом Пети, с Михаилом Барышниковым и Морисом Бежаром.
Майя Плисецкая | Brainspace
Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.
Творческий путь
Буквально за день до начала страшной войны в филиале Большого театра был выпускной концерт студентов хореографического училища, в котором училась Майя. До окончания учёбы было ещё два года, но на этот концерт отбирали, кроме выпускников, самых лучших старшеклассников. Выступление на этом вечере стало для Плисецкой значимым событием, это был первый её успех.
На следующий день началась война. Майя с мамой и братьями уехала в эвакуацию в город Свердловск. По недостоверной информации, училище и Большой театр тоже должны были быть эвакуированы сюда. Но ни те, ни другие не приехали в Свердловск, и Майя на целый год потеряла возможность заниматься балетом профессионально. Девушку постепенно охватывала паника, она жизни своей уже не могла представить без балета.
До Свердловска дошли слухи, что часть труппы Большого театра и училище, в котором занималась Плисецкая, были в Москве и никуда оттуда не уезжали. Майя сбежала из Свердловска и отправилась в столицу. Как только приехала, приступила к занятиям немедленно. Её приняли сразу в выпускной класс.
В 1943 году на выпускном экзамене Плисецкая получила «отлично» и тут же её зачислили в труппу Большого театра (к этому времени в филиале Большого театра она уже исполняла несколько сольных партий).
То, что эта личность весьма индивидуальная, было понятно с её первых шагов на сцене Большого театра. Она была невероятно динамичной, страстной и выразительной. Майе не пришлось долго ждать успеха. Первое зрительское признание пришло к ней после балета «Шопениана», где она танцевала мазурку. Любой её прыжок и приземление на сцену взрывали зал бурей аплодисментов.
К вершине своего успеха Майя шла так, как поднимаются по лестнице вверх, с каждым шагом всё выше и выше. Балет «Спящая красавица» начался для неё с роли феи Сирени, потом была фея Виолант, и, в конце концов, кроме неё никто не мог так исполнять Аврору.
Точно так же получилось и с балетом «Дон Кихот». Майя исполнила в нём почти все имеющиеся женские партии, прежде чем подошла к главной героине Китри.
Ей стали подвластными любые балетные партии, будь это мятущаяся острохарактерная героиня либо тонкая и лирическая.
Год премьеры | Балет | Роль |
1945 | «Золушка» | Фея Осень |
1960 | «Конёк-горбунок» | Царь девица |
1960 | «Каменный цветок» | Хозяйка медной горы |
1964 | «Жар-птица» | Жар-птица |
1965 | «Легенда о любви» | Мехменэ Бану |
1967 | «Кармен-сюита» | Кармен |
1972 | «Анна Каренина» | Анна Каренина |
1980 | «Чайка» | Нина Заречная |
1985 | «Дама с собачкой» | Анна Сергеевна |
Меньше чем за 10 лет Майя Плисецкая была удостоена сразу трёх званий:
- 1951 – заслуженная артистка РСФСР;
- 1956 – Народная артистка РСФСР;
- 1959 – Народная артистка СССР.
В 1967 году у Александра Зархи Майя снялась в кинокартине «Анна Каренина», где блестяще исполнила роль Бетси Тверской.
Решающим в жизни Майи Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она не знает, сколько раз играла его. Если бы представилась возможность посчитать, эта цифра наверняка вошла бы в книгу рекордов Гиннеса. Она танцевала его 30 лет, больше 800 раз.
Наград в своей стране и за рубежом Майя получала столько, что, как и с «Лебединым озером», их трудно сосчитать.
Она написала мемуары «Я, Майя Плисецкая». Там, со слов самой балерины, можно узнать всю её жизнь, с радостями и успехами, горестями, разочарованиям и победами.
Фильмы и книги
Как и всякий талантливый человек, Майя Плисецкая не ограничивала свою творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снялась во многих лентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.
Майя Плисецкая в фильме «Анна Каренина» | Культура
О жизни и судьбе балерины снято несколько документальных фильмов, а сама она написала и издала серию мемуаров, где описала свою жизни откровенно и беспристрастно.
На всех фото талантливая танцовщица выглядит сильной, яркой и дерзкой. Несмотря на средний рост, она всегда казалась чуточку выше других благодаря прекрасной осанке и гордой посадке головы. Такой она и была в жизни, судьбе не удалось сломить эту женщину, которая и в 70 лет выходила на сцену с грацией юной девушки. Возраст — таланту не помеха, и Майя доказала это с блеском. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий, в том числе и зарубежных.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин | Российская газета
Знаменитой балерине принадлежит немало интересных высказываний, ставших крылатыми фразами. Так, в своих мемуарах она упоминала о Пьере Кардене как о лучшем по ее мнению дизайнере, а на вопрос о том, как ей удается сохранять прекрасную фигуру, с юмором отвечала, что просто жрать надо меньше. И никаких вам зверских диет.
Учитель хореографии
Майя Михайловна знаменита не только своим талантом танцевать балет, но и своими гениальными постановками в качестве балетмейстера и хореографа. Она поставила огромное количество спектаклей в Большом театре, в которых часто исполняла главные роли. В восьмидесятых у нее произошел конфликт с руководством театра, и она была вынуждена покинуть его.
Тогда Майя стала сотрудничать с другими режиссерами и хореографами. Она ставила свои спектакли в Римском театре оперы и балета, а также в Испанском национальном балетном театре. Там она сотрудничала с великими знаменитыми постановщиками.
Личная жизнь
Первым мужем Плисецкой стал балетмейстер Марис Лиепа, однако, этот союз продлился всего три месяца. Второго супруга, композитора Родиона Щедрина, Майя встретила на вечере у Лили Брик, роковой музы Владимира Маяковского.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин | Starnote
Встречаться они начали спустя три года, а в 1958 году поженились и прожили вместе более полувека. Детей у пары не было, поскольку Майя сознательно отказалась от материнства, полагая, что оно поставит крест на ее карьере балерины. Любовь к балету оказалась сильнее.
Как Родион Щедрин освободил жену из заточения в стране
В 1958 году 33-летняя Майя Плисецкая стала женой композитора Родиона Щедрина. За два года до этого она уже побывала замужем, но брак с юным солистом балета Марисом Лиепой, который был моложе нее самой на 11 лет, продержался всего три месяца, после пара распалась.
С Щедриным балерина уже была знакома, они несколько раз виделись у общих друзей, но после того, как молодой композитор побывал на ее репетиции, он был покорен, восхищен, и события стали развиваться стремительно. В тот же вечер они гуляли по городу, и начали встречаться. А летом, когда труппа вновь уехала на зарубежные гастроли, Майя Плисецкая тайком отправилась в Карелию, где в Доме отдыха под Сортавалой ее ждал Щедрин.
Они жили посреди леса, много гуляли, кормя комаров, мерзли в неотапливаемом коттедже и, в конце концов, сели в машину Щедрина и сбежали в Сочи – отогреваться. Они были влюблены друг в друга, и оба – в музыку и балет. Отпуск пролетел, как самый фантастический и «беспризорный» в их жизни.
А осенью они поженились. И всю жизнь до самого преклонного возраста жили душа в душу. Детей у пары не было, поскольку Майя Плисецкая хотела всецело посвятить себя балету. Семья Щедрина и Плисецкой соединила двух талантливейших творцов и стала одной из немногих, в которой оба супруга являлись обладателями почетного звания Народный артист СССР.
Именно Щедрин вызволил свою жену из заточения в стране. Знаменитый композитор, известный человек – он записался на прием к заместителю председателя КГБ. И после этого визита Майю Плисецкую постепенно стали выпускать на гастроли за рубеж. Правда, сам Щедрин оставался заложником в Москве. Это было гарантией того, что его знаменитая жена вернется в Союз. Вместе их не выпускали за границу еще очень долго.
Балет Родиона Щедрина «Дама с собачкой» на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР. Майя Плисецкая в роли Анны Сергеевны и Борис Ефимов в роли Гурова. Фото А.Конькова и П.Максимова /ТАСС
И это еще не все: гений Родиона Щедрина, его любовь и самопожертвование помогли балерине прожить невероятно долгую сценическую жизнь. Специально для своей жены композитор написал несколько балетов, которые прославили ее. Вот что рассказывала сама балерина: «Щедрин – профессионал самой высокой пробы, может сделать отменно и оперу, и что угодно. А балеты написал просто-таки мне в помощь. В вызволение от надвигающегося возраста: новый репертуар обязательно выводит на следующую ступень искусства».
Смерть
Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти балерины — 2 мая 2015 года. Она умерла в одной из ведущих мюнхенских клиник, на девяностом году жизни. Официальная причина смерти – сердечный приступ.
Памятник Майе Плисецкой в Москве | RBC
Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре минувшего года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя. Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.