Ради искусства Михаил Барышников бросил невесту и сбежал из СССР. Как артист стал секс-символом и легендой мирового балета?

Михаил Барышников
Михаил Барышников вошел в число избранных танцовщиков, сумевших повлиять на судьбу мирового балета. Сейчас упоминание его имени вызывает у окружающих волну восхищения, но в середине 70-х Барышникова называли предателем и «невозвращенцем».

Решение покинуть Ленинград далось артисту нелегко. Хорошая зарплата, квартира, невеста, ждущая дома — все это он перечеркнул ради стремления заниматься современным танцем за рубежом. О смелом поступке Михаил не пожалел ни разу.

Сегодня Барышникову исполняется 72, и больше половины жизни он провел в США. Звезда балета чувствует себя полноценным американцем, но для местного населения остается человеком с загадочной русской душой. Вспоминаем, через что пришлось пройти танцовщику на пути к славе и личному счастью.

Семья, детство и образование

Михаил Николаевич Барышников родился в 1948 году 27 января, в советской Риге. Отец мальчика был кадровым офицером Советской Армии и переехал в «освобожденную» Латвию вместе с женой Александрой Григорьевой, домохозяйкой. Отец был крутого нрава, требовал полного подчинения жены и сына.

Миша больше был привязан к маме. Женщина любила искусство и пыталась приобщить к нему сына: посещала с ним музеи Риги, ходила на концерты и спектакли. Папа по-своему занимался воспитанием ребенка, что навсегда отвратило Мишу от отца.

В 10 лет мальчик твердо решил стать артистом балета, о чем поставил перед фактом родителей: ребенок уже записался на экзамены. Мальчика приняли в хореографическую школу, но педагог Хелена Тангиева сказала ученику, что придется «дорасти», чтобы солировать на сцене. Каждый день мальчик выполнял физические упражнения, висел на шведской стенке и добился своего. Его рост увеличился на 4 см.


Михаил Барышников в детстве

Когда Мише было 12 лет, случилась трагедия. Мама отвезла сына к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Ригу, где покончила с собой. Причины суицида остались невыясненными. Самоубийство любимой мамы сказалось на психике подростка. Сын еще больше отдалился от отца.

Миша некоторое время пытался жить вместе с папой. Но тот женился вторично, и мальчик ушел из дому. Подростка приютила семья одноклассника Андриса Витиньша. Там Миша прожил два года. С отцом ребенок больше не общался.

Календарь «Сплетника»: звезда балета Михаил Барышников

[…]Как славно ввечеру, вдали Всея Руси, Барышникова зреть. Талант его не стерся! Усилие ноги и судорога торса с вращением вкруг собственной оси
рождают тот полет, которого душа как в девках заждалась, готовая озлиться! А что насчет того, где выйдет приземлиться, — земля везде тверда; рекомендую США.

Эти строки посвятил нашему сегодняшнему имениннику Нобелевский лауреат (и тоже «невозращенец») Иосиф Бродский. Давайте в 64-ый день рождения великого танцовщика вспомним, как он покидал СССР, как становился звездой на Манхэттене и как играл в любовников с Сарой Джессикой Паркер.

Михаил Николаевич Барышников родился 27 января (согласно некоторым источникам — 28-го) 1948 года в Риге, в семье советского офицера Николая Петровича Барышникова и Александры Васильевны Григорьевой. Связь мальчика с матерью всегда была намного крепче, чем с отцом, мало заинтересованным в воспитании сына. Гибель Александры Васильевны (мама увезла 12-летнего Мишу на лето к бабушке и, в его отсутствие, покончила с собой) Барышников перенес тяжело и в новой семье Николая Петровича не прижился.

Учился Миша в общеобразовательной школе №22 — впрочем, этот пункт его биографии можно было бы и опустить. Приверженец философии танцора self-made, Барышников всегда утверждал:

Никто не рождается танцором. Чтобы стать им, надо захотеть этого сильнее всего в жизни.

И сам следовал своему совету — с детства. Первым учителем на танцевальном поприще для Михаила стал Юрис Капралис, а после Рижского хореографического училища, где его одноклассником и товарищем был небезызвестный Александр Годунов, Барышников поступил в аналогичное учебное заведение в Ленинграде. Там его наставником стал Александр Пушкин, в свое время выучивший Рудольфа Нуриева.

Именно в Ленинграде Барышников обрел свое первое профессиональное пристанище — на протяжении почти семи лет, вплоть до 1974 года, он выступал на сцене театра оперы и балета имени Кирова (то есть прославленной питерской «Мариинки»). Врожденный талант и нечеловеческое трудолюбие, граничащее с перфекционизмом, стали залогом того, что, едва поступив в театр, Михаил «проскочил» стадию кордебалета и сразу был принят на солирующую позицию.

Михаил Барышников и Алла Сизова

Однако, в целом, в театральной среде того времени наблюдался застой и реакционизм, что так не гармонировало с ищущей, жаждущей эксперимента натурой Барышникова. Выдающемуся танцовщику приходилось работать вдвое больше, чтобы заслужить одобрение консервативно настроенного руководства или хотя бы убедить его смотреть сквозь пальцы на свои новые прочтения классики вроде партии Альберта в «Жизели».

Усилия окупились с лихвой — в 1973 году Михаил удостоился звания заслуженного артиста РСФСР, но главное, как лучший исполнитель труппы, был награжден бенефисом с возможностью самостоятельно подобрать репертуар. «Блудный сын», «Дафнис и Хлоя», «Дивертисмент» — таков был выбор «премьера», уже тогда стремившегося через диалог классики с модерном продемонстрировать настоящую творческую и личную свободу художника.

Вечер прошел с оглушительным успехом, но, как водится, за подъемом наступил спад — нет, в профессиональном плане Барышников все так же оставался безусловной звездой отечественного балета номер один, но напуганные излишним свободолюбием танцовщика руководители театра постарались «затянуть ошейник» потуже и даже ответили отказом на предложение известного европейского хореографа Ролана Пети поставить балет специально «для Миши».

Еще во время своих выступлений в России танцовщик познакомился с американской балериной Гелси Керклэнд и предложил девушке стать его сценической партнершей. Позже Керклэнд рассказывала, что испытала разочарование, увидев Барышникова в первый раз — щупленький парень, ростом даже чуть ниже 170 сантиметров, сдержанный и скромный, он совсем не походил на ту «советскую звезду» и «нового гения балета», о котором шумела западная пресса. Но стоило Мише начать свой танец…

Во время выезда «Кировцев» с постановками в Канаду (1974 год), Барышников «дезертировал» в местный Национальный балет, а затем перешел в ставший родным Американский театр балета. Танцовщик тяжело переживал свою эмиграцию: на родине оставались не только друзья, но и гражданская жена Татьяна Кольцова, тоже танцовщица театра имени Кирова.

Михаил Барышников и Роб Бессерер глазами Энни Лейбовиц

Однако жизнь не стояла на месте — после триумфа «Жизели» с Натальей Макаровой на сцене Metropolitan Opera (под оглушительные крики публики: «Миша! Миша!» — занавес поднимали 24 раза), Михаил стал «премьером» Американского театра балета. Здесь ему было суждено и впервые примерить на себя роль хореографа — Барышников представил на суд зрителей свою версию балета «Щелкунчик» Чайковского.

Михаил Барышников и Наталья Макарова

Михаил Барышников и Мерле Парк

Но не только в танце Михаил искал себя — так, в 1977 году на большие экраны вышел фильм «Поворотный пункт», где танцовщик сыграл написанную специально «под него» роль второго плана. За своего Юрия, русского артиста балета, в постели которого побывало больше знаменитых балерин, чем на любой сцене мира, Барышников был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус». Кстати, всего картина собрала 11 номинаций на главную премию Киноакадемии — но, увы, не выиграла ни одной.

Что же до скандальной репутации Михаила как, мягко говоря, сердцееда (и завсегдатая легендарной Studio 54), сам артист говорил:

Я — не первый и не последний танцор с традиционной ориентацией.

В то же время, Барышников всегда признавал, что не понимает всеобщего ажиотажа вокруг его личной жизни. И вообще, не приемлет этого «помешательства» на сексуальной почве.

Я — секс-символ? Это абсолютная ерунда! Вообще, люди как-то слишком много внимания уделяют этой теме. А по-моему, хорошая партия в гольф или беседа с друзьями куда интереснее.

В 1978 году Барышников перешел в труппу легендарного Джорджа Баланчина в New York City Ballet. Возраст хореографа (на момент появления Миши «в команде» Баланчину было 74 года) уже не позволял создать нечто новое — зато новое звучание вдохнул Барышников в его прежние постановки «Аполлон» и «Блудный сын». В NYCB танцовщику довелось поработать и с другим замечательным постановщиком Джеромом Роббинсом, создавшим «под него» свой «Опус 19. Мечтатель».

Работая с великими хореографами (кстати, сотрудничество Миши и Ролана Пети все же состоялось, но уже в Америке), Барышников руководствовался собственной метафорой:

Быть танцором и участвовать в постановке — все равно, что быть хорошим солдатом. Четко исполняешь приказ и ни в чем не перечишь генералу.

1981 год ознаменовался важным событием в жизни Михаила — рождением его первой дочери Александры. Мамой стала актриса Джессика Лэнг, с которой танцовщик познакомился в первые годы своей «американской жизни» — тогда Барышников еще плохо говорил по-английски и влюбленные общались исключительно на «языке любви» (не подумайте лишнего, мы имели в виду французский, которым Миша владел в совершенстве). Кстати, несмотря на последовавшее расставание, теплые дружеские отношения артисты поддерживают и по сей день.

Джессика Лэнг, Михаил Барышников и Марк Моррис

В 1988 году Барышников вернулся в Американский театр балета — теперь не только как солист, но и как художественный руководитель. За недолгое время управления театром Михаил успел создать постоянную труппу и поставить свои версии «Золушки» на музыку Прокофьева и «Лебединого озера» на музыку Чайковского. Впрочем, одним местом работы разносторонний Миша не ограничивался — уже через год танцовщик был номинирован на «Тони» за свою роль в бродвейских «Метаморфозах». В том же, 1989 году, родился первый сын Барышникова от балерины Лизы Райнхарт (прочный союз с которой длится и по сей день) — мальчика назвали Питер Эндрю.

Лиза Райнхарт и Михаил Барышников

К 1990 году Миша оставил театр — среди причин было и нежелание постоянно согласовывать планы с косным руководством, отчитываться в своем художественном видении, и возраст. Ведь, покинув пост хореографа, Барышников простился и с собственными выступлениями в классическом балете — перфекционист в своей работе, танцовщик почувствовал, что подходит к той грани, за которой уже не сможет оставаться лучшим. И хотя, на наш взгляд, физической форме Михаила до сих пор может позавидовать любой юноша, в 1990 году звездный танцовщик ушел с большой сцены «непобежденным».

Далее последовало создание собственного White Oak Dance Project, присуждение почетной награды Kennedy Center за вклад в развитие национального (американского) искусства — кстати, кроме перечисленных наград, Барышников трижды становился обладателем «Эмми» за участие в документальных передачах о себе самом — и рождение еще двоих детей от Лизы, дочек Анны Катерины и Софии Луизы.

Вручение почетной награды Kennedy Center

С младшей дочерью Софией Луизой

В профессиональном плане Миша «переключился» на танец-модерн, где наконец обрел полную свободу самовыражения. Его сольные выступления по сей день собирают лучшие залы мира «битком» — несмотря на то, что Барышников не идет на поводу у публики и сам выбирает темы для интерпретации, подчас весьма сложные к восприятию (вспомним хотя бы постановки Сэмюэла Беккета).

Но не танцем единым — Барышников успешно выступил в роли ресторатора, открыв в Нью-Йорке заведение «Русский самовар» (между прочим, на пару с Бродским). А прекрасная половина человечества помнит танцовщика по роли Александра Петровского, русского художника и последнего любовника Кэрри Брэдшоу.

«Секс в большом городе»

Мнение заслуженного деятеля искусства часто спрашивают как передовые издания, так и мировые таблоиды. Вот лишь некоторые из его «крылатых» высказываний:

Суть занятий искусством в том, что ты получаешь удовольствие, доставляя его.

Прожив в Америке много лет, я несколько разочаровался в Штатах и, в частности, в Нью-Йорке. Объясню, почему: я приезжаю в Европу и вижу молодые таланты, вижу новую поросль, неравнодушную к искусству. Потом я возвращаюсь в США, где простой билет в оперу стоит от 150 долларов и у молодежи с улиц, у одаренной молодежи, просто нет шанса стать причастными к тому миру, куда они тянутся. Коммерческий интерес страны перекрывает им дорогу в будущее.

Я не стараюсь танцевать лучше всех. Только лучше себя самого.

Просто подставь вместо «танцевать» свое главное увлечение — и жизненное кредо готово!

Образование

Окончив хореографическую школу, Барышников перешел в училище. Там педагогами юноши стали Валентин Блинов и Юрис Капралис. Последний оказал на молодого артиста огромное влияние, и ставил для Барышникова и другого ученика, ставшего впоследствии знаменитым, Александра Годунова, первые номера, в том числе и совместные.

Общее образование подросток получал в средней школе № 22 Риги. В 1964 году Латвийский театр оперы и балета поехал на гастроли в Ленинград. Юрис Капралис настоял на том, чтобы ученик отправился с труппой и прошел пробы в Вагановское хореографическое училище.

Александр Пушкин, бывший наставник знаменитого Рудольфа Нуриева, взял талантливого ученика в класс. Три года учебы у такого педагога не прошли даром: стоило Барышникову получить диплом, перед выпускником распахнула двери прославленная «Мариинка».

Михаил в юности

Жизнь в СССР. «Невозвращенец»

С 1967 г., когда молодой артист балета вошел в состав труппы Мариинского театра, то сразу стал ведущим солистом, играя в таких постановках, как:

  • «Дон Кихот» (Базиль);
  • «Спящая красавица» (Дезире);
  • «Гамлет» (главная роль);
  • «Сотворение мира» (Адам).

В 1973 г. артисту позволили организовать сольный творческий вечер и самому выбрать репертуар. Барышников сделал подборку одноактных номеров и исполнил «Дафнис и Хлоя», «Блудный сын» и «Дивертисмент». Этот творческий вечер стал пиком славы артиста в СССР.

Впервые на зарубежных гастролях наш герой побывал в 1970 г. в Лондоне. Поездка была для Михаила Барышникова шоком, в том числе культурным. В СССР жестко пресекались все попытки новаторства. А в Великобритании артист увидел современный балет.

В 1974 г., находясь на гастролях в Канаде, Михаил Барышников принял нелегкое решение – не возвращаться на родину. Танцор попросил политического убежища. На таких людей в Советском Союзе вешали ярлык «невозвращенец».

Михаил Барышников на сцене

Репертуар

  • 1969 – «Вестрис» Л. В. Якобсона
  • 1969 – «Ромео и Юлия» И. А. Чернышова, музыка Гектора Берлиоза
  • 1971 – «Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева, музыка А. П. Петрова
  • 1974 – «Дафнис и Хлоя» М. Мурдмаа, музыка Мориса Равеля
  • 1976 – «Другие танцы» Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, музыка Ф. Шопена
  • 1978 – «Пиковая дама» Р. Пети, музыка Петра Ильича Чайковского
  • 1984 – «Сюита Синатры» Туайлы Тарп, музыка Ф. Синатры
  • 1985 – «Месяц в деревне» Ф. Аштона, музыка Петра Ильича Чайковского
  • 2015 – «Письмо человеку» Роберта Уилсона

Карьера в США

Барышников тут же получил приглашение от другого «невозвращенца» Александра Исааковича Минца и переехал в Соединенные Штаты, став членом труппы «Американского Национального театра». Артист дебютировал в Нью-Йорке в июле 1974 г. в постановке «Жизель», где партнершей выступила Н. Макарова.

Успех немедленно обрушился на великого артиста, начавшего экспериментировать. В 1974-1979 гг. Барышников был премьером труппы, а в 1980-1989 – руководителем. Артист переосмыслил и подал в новом видении постановки «Золушки», «Щелкунчика» и «Лебединого озера».

В 1990 г. Барышников ушел из классического балета. Совместно с хореографом и танцовщиком Марком Моррисом наш герой создал в штате Флорида проект «Белый Дуб», занимающийся продвижением современного бального танца.

Модерн прославил Барышникова на весь мир. В каждом танце артист через движения показывает исповедь души, эмоции на грани жизни и смерти.

Проект «Белый Дуб» артист возглавлял до 2002 г. После этого Барышников стал строить «Центр искусств» своего имени, где собрал произведения живописи и художественной фотографии. Галерея работает с 2005 г. на 37-й улице Нью-Йорка.

Выступления за океаном

Достаточно быстро Барышников превратился в одного из самых популярных танцоров Америки. Он принимал участие в классических и современных постановках, представил на суд публике собственную версию «Щелкунчика», работал во всевозможных хореографических направлениях.

В Америке ему удалось создать сильную балетную труппу, поставить оригинальные версии таких знаменитых произведений, как «Золушка» и «Лебединое озеро». Работу он начал в «Американском театре балета». В 1989 году дебютировал на Бродвее в драматическом спектакле «Превращение», поставленном по мотивам одноименной повести Франца Кафки.

Фильмография

Культового артиста балета с удивительной пластикой не пропустили мимо режиссеры Голливуда. Барышников дебютировал в кино в 1978 г., сыграв звезду балета Юрия Копейкина в «Поворотном пункте», за что был номинирован на Оскар за «Лучшую мужскую роль второго плана».

Михаил Барышников в «Танцорах»

В фильме «Поворотный пункт» Барышников продемонстрировал вокальный талант, исполнив песню «Дом хрустальный» из репертуара Владимира Высоцкого. Далее фильмография актера пополнилась ролями:

  • танцора Коли Радченко, сбежавшего из СССР, в ставшем культовым фильме «Белые ночи»;
  • Тони в драме «Танцоры»;
  • сомнамбулы Сезара в «Кабинете доктора Рамиреса»;
  • Петра Грушенко в «Деле фирмы»;
  • Александра Петровского, очередного любовника Кэрри Брэдшоу в 6-м сезоне «Секса в большом городе»;
  • Министра МВД РФ Сергея Сорокина в шпионском боевике «Джек Райан: теория хаоса».

Личная жизнь

Касательно приватности артист очень сдержан. Мужчина не афиширует своих романов и немногословен, когда спрашивают о семейной жизни. За это Misha, как звезду называют в США, получил прозвище «Человек в футляре». Но что бы ни говорили русские СМИ о страданиях эмигрантов на Западе и в США, на новой родине артист чувствует себя гораздо лучше, чем на старой – и не только в карьерном росте, но и в личной жизни.

В 1976 г. на одной из пати мужчина познакомился с «девушкой Кинг-Конга» Джессикой Лэнг. В 1981 г. в гражданском браке актрисы и артиста балета появилась дочь Александра. В девушке проявились гены отца, теперь Александра – преподаватель хореографии.

Барышников и Джессика Лэнг

Несмотря на скрытность Михаила Барышникова, папарацци постоянно ловили артиста в компании:

  • Изабеллы Росселлини,
  • Шэрон Стоун,
  • Умы Турман,
  • Лайзы Минелли.

Официальной супругой Михаила Барышникова стала балерина из Австрии Лиза Райнхарт. Женщина оставила сцену, чтобы посвятить себя семье. В этом браке между 1989 и 1994 гг. родилось трое детей: Питер, Анна и София.

Биография

Он не стремится танцевать лучше других, но хочет танцевать лучше самого себя — в этом весь Михаил Барышников. Его назвали величайшим артистом балета прошлого века. Он один из избранных русских, который повлиял на судьбу мирового балета. Его эмиграция стала для США приобретением — в СМИ заговорили о том, что теперь страна может по праву называться балетной державой мира. Поклонники называли его просто Misha, а критики заявляли, что Барышников — единственный русский в США со стопроцентной узнаваемостью.

Интересные факты

  • С первой (гражданской) супругой Джессикой Лэнг Михаил Барышников разговаривал на французском, поскольку в те годы знал английский плохо.
  • В 2021 г. подал документы на получение гражданства Латвии. Весной 2017-го Сейм этой страны единогласно проголосовал «за».
  • Артист до сих пор регулярно становится к балетному станку, чтобы поддерживать безупречную физическую форму.
  • Михаил Николаевич лично знаком с Жаклин Кеннеди и принцессой Дианой.
  • После распада СССР артиста неоднократно звали в Россию, но знаменитость отказался, уверяя, что к этой стране у него идиосинкразия. Когда же нашего героя упрекнули, что стоит посмотреть хотя бы, что изменилось, артист заявил, что некоторые вещи виднее издалека.

Барышников и Лиза Райнхарт

Официальная свадьба

В биографии Михаила Барышникова семья, фото которой вы найдете в этой статье, официально появилась, когда он встретил балерину Лизу Райнхарт. Вместе они зажили счастливо, родили троих детей. В 1989 году появился сын Питер, в 1992 и 1994 году дочери Анна и София.

После этого, как часто признавался Михаил Барышников, личная жизнь для него удалась. Он и сейчас остается вместе с Райнхарт.

Вдали от Родины дела хореографа вскоре наладились, он нашел свое место в Америке, его ценили, публика обожала. Известно, что Барышников дружил с Иосифом Бродским, был лично знаком с принцессой Дианой и Жаклин Кеннеди. Сейчас ему принадлежит популярный ресторан русской кухни под названием «Самовар», который находится в самом центре Нью-Йорка. Также ему принадлежит завод по производству одежды для балета и пуантов, продаются его именные духи.

Интересно, что балет не единственное творческое занятие, которым он увлекается. Барышников — страстный фотограф. Его работы даже выставлялись в Москве в музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Частые вопросы о Михаиле Барышниковом

  • Кем стали дети знаменитости? Дочь от первого брака Александра – балерина и преподаватель хореографии. Анна Барышникова (1992) известна в мире фэшн-индустрии. Кроме создания нескольких модных брэндов, девушка снялась в фильме «Манчестер у моря».
  • Чем сейчас занимается 73-летний артист? Владеет рестораном русской кухни «Самовар», курирует завод по выпуску пуантов и одежды для артистов балета, запустил линию мужских парфюмов «Misha».
  • Какова гражданская позиция знаменитости? Выступает в защиту ЛГБТ-сообщества. Поддерживал Хилари Клинтон против Дональда Трампа на выборах. Последнего назвал тоталитарным политиком с риторикой времен СССР.
  • Кто Барышников по национальности? Хоть Михаил Николаевич и родился в Риге, оба родителя знаменитости были русскими, как он сам говорит, «со всеми вытекающими отсюда последствиями».

В США Михаила Барышникова называют «Богом танца», а в СССР артист был «самым успешным невозвращенцем». Но молодому дарованию лишь раз улыбнулась удача – в 1974 г., когда ему удалось вырваться из-за «железного занавеса». Всего остального наш герой добился сам. Он говорит о себе: «Я не стараюсь танцевать лучше других, а пытаюсь превзойти самого себя». И эта жизненная установка привела к вершинам славы.

Ссылка на основную публикацию
Похожее

студия красоты в Лефортово