Юрий Васильев – биография, фото, личная жизнь, фильмы, смерть

Жена Юрия Васильева безумно ревновала его к Галине Польских и все знала о внебрачном сыне

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

На похоронах Юрия ВАСИЛЬЕВА, сыгравшего подлеца Рудика/Родиона в кинохите «Москва слезам не верит», режиссер Владимир МЕНЬШОВ сказал, что актер с такими данными на Западе имел бы славу Алена ДЕЛОНА. У нас же Юрий Николаевич все ждал, когда ему позвонят с киностудии и предложат хоть какую-нибудь роль. Зато личная жизнь артиста сложилась счастливо: почти 40 лет он делил горе и радость с первой и единственной женой Нелли КОРНИЕНКО, вырастил дочь и обожал внука. Но какую страшную тайну о муже скрывала супруга «Рудика»?

Отец Юрия Васильева был инженером-электриком, делал трамваи. Мама — библиотекарь. Они крепко дружили с «вахтанговцем», лауреатом Сталинской премии — Николаем Плотниковым. Совершенно случайно в одно лето он снимал дачу рядом с домом родителей Васильева — так и познакомились. Чуть позже к этой дружбе присоединился народный артист Михаил Астангов. Общение с Плотниковым и Астанговым и влюбило маленького Юру в актерскую профессию.

Когда Юрий сблизился с Галиной, она была вдовой, что Нелли (фото в кружке) настораживало еще больше
Когда Юрий сблизился с Галиной, она была вдовой, что Нелли (фото в кружке) настораживало еще больше

После окончания ГИТИСа Васильева были готовы взять в любой московский театр. Лично Юрий Завадский звал Юрия в Театр имени Моссовета. Но он выбрал Малый.

— Придя после института, он сразу играл князя Звездича в «Маскараде» по Лермонтову, — рассказывает худрук Малого театра Юрий Соломин. — И это о многом говорит. Его брали, его снимали. Другой вопрос, что нужны роли, которые ставили бы вехи. К тому же нужно иметь характер. А Юрий никогда не лез и не просил. Был скромным тружеником.

В Малом театре актер работал вместе с женой — актрисой Нелли Корниенко. Они познакомились, когда обоим было по 18 лет, в Геленджике. Нелли приехала на море с подругой, а Юра отдыхал с двоюродным братом.

— И вот однажды на пляже я увидела, как он выходил из воды, — делилась несколько лет назад Нелли Ивановна. — Наши взгляды встретились на несколько секунд. Сейчас вспоминаю, как меня словно молнией пронзило! Правда, познакомиться сразу мы не решились. Помогла моя подруга. Подсела к ребятам, устроившимся на песке играть в карты, попросила, чтобы ее научили. А во время игры завязался разговор, договорились вечером встретиться на танцах. Мы три года с Юрой гуляли, а потом поженились.

Режиссер «Журналиста» Сергей ГЕРАСИМОВ со своими актерами: Валентиной ТЕЛИЧКИНОЙ, Сергеем НИКОНЕНКО, Валерием МАЛЫШЕВЫМ и Юрием ВАСИЛЬЕВЫМ

Медовый месяц пары прошел в Судаке, на съемочной площадке драмы греческого режиссера Маноса Захариаса «Ловцы губок». Васильеву и Корниенко предложили главные роли, не зная, что они супруги. И Нелли, и Юрий согласились прийти на пробы, но друг другу об этом не сказали, чтобы не сглазить. Каково же было их удивление, когда они там встретились и узнали, что сыграют влюбленных.

Начало карьеры и личная жизнь

Жена Юрия Васильева Нелли Корниенко в молодости. Фотография: stuki-druki.com

Юрий Васильев в роли Николоса Стангаса и Нелли Корниенко в роли Ленье в художественном фильме Маноса Захариаса «Ловцы губок» (1960)

Юрий Васильев в молодости. Фотография: kulturologia.ru

Юрий Васильев родился в Москве в 1939 году. Отец Николай Васильев был инженером-электриком, проектировал схемы электроснабжения троллейбусов и трамваев. Мать будущего актера работала библиотекарем.

По выходным семья выезжала на дачу в Подмосковье. В один из сезонов дом неподалеку арендовал известный актер театра и кино Николай Плотников. Соседи подружились: ходили в гости, а иногда по вечерам рассказывали друг другу курьезные истории из жизни. Юрий Васильев восхищался тем, как это делает Плотников — эмоционально, артистично. Он решил для себя, что тоже станет актером. Родители его стремлений не разделяли: отец настаивал на профессии инженера железнодорожного транспорта. Однако Васильев был непреклонен: в 1957 году он с первого раза сдал вступительные экзамены и стал студентом знаменитого ГИТИСа.

В студенческие годы Юрий Васильев встретил будущую жену — Нелли Корниенко. Это произошло в Геленджике, куда он вместе с двоюродным братом приехал на летние каникулы. Корниенко вспоминала: «Однажды на пляже я увидела, как он выходил из воды. Наши взгляды встретились на несколько секунд. Они и решили нашу дальнейшую судьбу. Сейчас вспоминаю, как меня словно молнией пронзило! Правда, познакомиться сразу мы не решились». Она на тот момент училась на первом курсе Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина. Познакомиться помогла подруга Нелли: она подсела к ребятам на пляже и попросила научить игре в карты. Васильев и Корниенко встречались три года, а затем решили пожениться.

На последнем курсе института Юрий Васильев получил свою первую работу в кино. После кинопроб его одобрили на главную роль ныряльщика Николоса Стангаса в картине «Ловцы губок». Сценарий фильма был написан по мотивам рассказа «Водолаз» греческого писателя Никоса Каздаглиса. Трагическая история молодого ловца губок, который хотел заработать денег и жениться на возлюбленной, вышла на экраны в 1960 году. Роль красавицы Ленье сыграла Нелли Корниенко. Она вспоминала: «А не мистика ли, что нас с Юрой пригласили на главные роли в фильме «Ловцы губок» и вдруг мы встретились на съемочной площадке? Не мистика ли, что играли влюбленных и в действительности были влюбленной парой? Время незабываемых, очень красивых съемок, проходивших в Судаке».

Биография

Юрий Васильев — народный артист Российской Федерации, знаменитый актер, снимавшийся в значимых для истории советского кино картинах «Журналист», «Летучая мышь» и «Москва слезам не верит».

Будущая звезда экранов и любимец российских женщин родился в Москве за пару лет до начала Великой Отечественной войны. Хотя Юрий был совсем маленьким и ужас тех страшных лет даже не помнил, все равно война отразилась на характере и мировоззрении актера.

Актер Юрий Васильев

Семья артиста была весьма интеллигентной и относилась к интеллектуальной элите столицы. Мама работала библиотекарем, а отец — инженером. Васильеву больше всего хотелось научиться понимать других людей, и наилучшей возможностью для этого будущий артист видел перевоплощение в иные образы. Поэтому по окончании средней школы молодой человек поступает в один из самых престижных театральных вузов страны, московский ГИТИС имени Луначарского, который Васильев окончил в 1961 году.

Одаренного и талантливого актера тут же пригласили в труппу знаменитого Малого театра, и там Юрий Васильев прослужил до конца своих дней, оставаясь неизменным участником практически всех спектаклей театра.

Актер второго плана: первые роли в Малом театре

Юрий Васильев в молодости. Фотография: kulturologia.ru

Сцена из спектакля Рачия Капланяна «Сирано де Бержерак». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru

Юрий Васильев в роли Кристиана и Нелли Корниенко в роли Роксаны в спектакле Рачия Капланяна «Сирано де Бержерак». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru

Дипломным спектаклем Юрия Васильева стала драма Антона Чехова «Три сестры». Выпускник играл в нем Вершинина — подполковника, который несчастлив в браке и завел роман с одной из сестер. Комиссия оценила постановку на высший балл, и Васильева сразу пригласили на работу в Малый театр. Театровед Борис Любимов говорил: «Юрий Васильев своей природой был предназначен для Малого театра». Работать в Малый пришла и жена актера Нелли Корниенко. В первый же год Васильева задействовали в шести спектаклях. Он играл эпизодические роли: охранника, матроса, молчаливого джентльмена, колхозника. Постепенно Васильеву стали доверять роли второго плана. В 1962 году актер сыграл мистера Дамби в комедии Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермиер». А через несколько месяцев вышел в образе тайного советника Акинфиева в постановке «Порт Артур».

В 1963 году Юрий Васильев сыграл две роли: князя Звездича в спектакле «Маскарад» по Михаилу Лермонтову и Молчалина в «Горе от ума» Александра Грибоедова. Актер много работал и часто подменял заболевших, так как хорошо знал репертуарные пьесы. Он выходил на сцену в постановках «Дачники», «Коллеги» и «Умные вещи». Однако главных ролей в театре у Юрия Васильева не было. В интервью для фильма «Как уходили кумиры» актер Владимир Сафронов вспоминал: «К нему прилипло клеймо красавца-мужчины. Никому по-настоящему не пришло в голову поглядеть на то, что этот красавец может глубоко и драматично чувствовать какие-то роли».

У Васильева были дружеские отношения со всеми актерами. Артист Виталий Соломин вспоминал: «Вообще я звал его Вася, а он меня — рыжим. Но это не было панибратством, скорее выражение нежности. В театре ко мне редко кто заходит поздравить с премьерой. Один из немногих был Вася. Он всегда был искренен, и я ему верил. Он говорил: «Старичок!» и обнимал. Остальные слова уже были не важны».

Громкий успех: фильм «Журналист»

Юрий Васильев в роли Юрия Алябьева в художественном фильме Сергея Герасимова «Журналист» (1967)

Юрий Васильев в роли Юрия Алябьева и Галина Польских в роли Шуры Окаемовой в художественном фильме Сергея Герасимова «Журналист» (1967)

Юрий Васильев в роли Юрия Алябьева в художественном фильме Сергея Герасимова «Журналист» (1967)

В 1967 году Юрия Васильева одобрили на главную роль в фильме Сергея Герасимова «Журналист». В картинах Герасимов предпочитал снимать своих учеников, но, увидев актера на кинопробах, воскликнул: «То, что мне нужно!» Васильеву предстояло сыграть журналиста-международника Алябьева, который приехал в Уральский городок разобраться с жалобой жительницы и влюбился в работницу завода Шуру Окамаеву. Сценарий Герасимов писал специально для своей ученицы Галины Польских — ей досталась ведущая женская роль.

Герасимов говорил: «Эта картина не только, точнее, не столько о самой репортерской профессии (хотя о ней, конечно, тоже), сколько о совестливости человека, об умении разбираться в людях, чувствовать свою ответственность за все, что происходит вокруг, о своем долге перед обществом, перед самим собой». Съемки некоторых эпизодов проходили за границей. Васильев впервые побывал в США, Франции и ГДР. Артист Валерий Баринов вспоминал: «Вдруг Юра становится такой фигурой, на которую свалилось счастье — он едет сниматься в Париж, Нью-Йорк, и вообще будет ездить по Европе. Тогда это было крайне строго». Картину Герасимова посмотрело почти 28 миллионов зрителей. Фильм получил «Большой приз» Московского международного кинофестиваля и был назван «Лучшей картиной года» по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».

После выхода фильма на экраны Юрий Васильев стал популярным. Его узнавали на улицах, писали письма, караулили у Малого театра. За гонорар Васильев первым из труппы Малого театра купил автомобиль «Жигули» и часто подвозил до дома коллег. Актеру несколько раз предлагали роли в других фильмах, но, прочитав сценарий, он отказывался. В интервью для фильма «Как уходили кумиры» артист Борис Клюев вспоминал: «Я ему говорил: «Юра, надо работать. Какое это имеет значение?» Он мне отвечал: «Я не могу опуститься ниже уровня «Журналиста».

Фильмография Васильева: «Летучая мышь», «Москва слезам не верит», «Валентин и Валентина»

Юрий Васильев в роли князя Орловского в оперетте Яна Фрида «Летучая мышь» (1979)

Юрий Васильев в роли Родиона Рачкова и Вера Алентова в роли Кати Тихомировой в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)

Юрий Васильев в роли Родиона Рачкова в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)

В 1978 году Юрий Васильев вновь снялся в кино. После проб его одобрили на эпизодическую роль в картине «Красавец-мужчина» по одноименной пьесе Александра Островского. Актер работал на одной площадке с известными артистами: Олегом Табаковым, Людмилой Гурченко, Ниной Ургант, Лией Ахеджаковой и Александром Абдуловым. После выхода фильма на экраны Юрия Васильева стали чаще приглашать на съемки. В 1979 году режиссер Ян Фрид предложил ему роль князя Орловского — хозяина бала в оперетте «Летучая мышь».

Во время работы над «Летучей мышью» Васильева позвали сняться в новом фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Ему предложили роль Родиона Рачкова, телеоператора с Останкино и первого возлюбленного Кати Тихомировой. Режиссер видел в этом образе других актеров: Олега Видова, Евгения Жарикова или Льва Прыгунова, но все они отказались. Никто не хотел играть героя, который бросил женщину с ребенком. О работе Васильева над ролью в Малом театре никто не знал. Режиссер Владимир Бейлис вспоминал: «Ну не было в нем звездности, не было в нем такого, что он с высоко поднятой головой ходил по театру, всем своим видом показывая, что снялся в фильме, который получил «Оскар».

Работы в театре было немного, и Юрий Васильев соглашался на любую съемку в кино. В 1980 году его одобрили на роль главного инженера Серафима Мячкина в ленте «Коней на переправе не меняют». Через три года актера задействовали в фильме «Мы из джаза», а в 1986 году Васильев сыграл женатого любовника в картине «Валентин и Валентина».

Валерьянка от поцелуев

Следующей знаковой ролью для Васильева стал Юрий Алябьев в мелодраме «Журналист». Возникшей между актерами интимной близостью был очень доволен Герасимов — играли-то они влюбленных. Правда, она чуть не разрушила брак Юрия Николаевича. Режиссер картины — легендарный Сергей Герасимов — пробовал множество артистов, среди которых были мэтры. И долго не мог определиться. Тогда он обратился к молодым сотрудницам Киностудии имени Горького. Они в один голос: «Берите Васильева! Мы с ним хоть на край света пошли бы!» Потом, уже во время съемок, эти же дамочки передавали Корниенко, что ее муж флиртует с Галиной Польских. Мол, любовь между их героями перетекла в реальную жизнь. Нелли Ивановна сплетницам не верила — доказательств-то не было, но дома скандалы пару раз закатывала. А на премьере фильма в Кремлевском Дворце съездов еле сдерживала эмоции.

В 80-х ВАСИЛЬЕВ много путешествовал по Европе

— Когда на экране начались страстные поцелуи, сидевшие рядом со мной девчонки-монтажницы из съемочной группы спросили меня в шутку: «Нелли, вам валерьяночки не нужно?» Я им тогда ответила: «Нет, справлюсь и без нее». Конечно, ревновала Юру. Он тоже ведь меня ревновал, так как роли у меня в театре были разные. Но он делал это тихо, молча, а я порой очень бурно, — признавалась Корниенко.

На чествование создателей «Журналиста» Корниенко пришла беременной. Главную награду вручили Герасимову, а Васильев получил славу и чемодан писем. И вот представьте чувства Нелли Ивановны: одни поклонницы писали, что хотят выйти за Юрия Николаевича замуж, другие утверждали, что ждут от него ребенка, находились и такие, кто просил помочь забеременеть. Бывало, фанатки караулили его у подъезда. Так что история с Польских быстро забылась, и у Корниенко появились новые поводы для ссор.

Любопытно, что после премьеры картины «Москва слезам не верит» поток писем прекратился.

— Почему-то зрители практически всегда отождествляют артиста с сыгранным им героем. А кто захочет иметь дело с безвольным «маменькиным сынком»?! — объясняла Корниенко. — Удивительно, но Юра таким никогда не был.

Дружная семейка: Катя, мама Нелли, внук Коля со своим отцом и папа Юра (1998 г.)
Кстати, Рудика/Родиона мог сыграть один из мужей Светланы Светличной — Владимир Ивашов. Он сам отказался, так как не хотел исполнять отрицательную роль. Впрочем, насчет кандидатуры Васильева у Владимира Меньшова до последнего были сомнения. Ведь в первой части фильма Рудику 25 лет, а Юрию Николаевичу на момент съемок было под 40. Но на Васильеве настояла Вера Алентова.

На сцене Малого театра: спектакли с участием Васильева

Юрий Васильев в роли Аполлона Окоемова в спектакле Василия Федорова «Красавец-мужчина». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru

Слева направо: писатель Александр Солженицын, Юрий Васильев, режиссер Борис Морозов на премьере спектакля Бориса Морозова «Пир победителей». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru

Юрий Васильев в роли Егора Глумова в спектакле Николая Александровича, Леонида Варпаховского и Владимира Бейлиса «Бешеные деньги». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru

Параллельно со съемками в кино Юрий Васильев играл в спектаклях Малого театра. В основном второстепенных персонажей: Люлюкова в «Ревизоре», Олега Морозова в «Твой дядя Миша», Гримма в пьесе Шиллера «Разбойники». Аншлаги собирала постановка «Бешеные деньги» по Александру Островскому. Васильев исполнил роль Глумова — молодого человека, который не смог построить карьеру и уехал за границу с богатой пожилой барыней в надежде унаследовать ее состояние.

В 1990 году Васильев сыграл Афанасия Вяземского — главу опричников в постановке «Князь Серебряный» по одноименному историческому роману Алексея Толстого. В следующем году актер исполнил роль Чарльза в постановке режиссера Бориса Морозова «Убийство Гонзаго». В основу либретто лег эпизод из драмы «Гамлет» Уильяма Шекспира: одноименный спектакль показывали бродячие артисты. Режиссер превратил часть пьесы в самостоятельную постановку. Чтобы лучше вжиться в роль, Юрий Васильев прочитал несколько книг об истории английского театра и сам переводил фрагменты драмы.

Следующей премьерой стал спектакль «Пир победителей» по пьесе Александра Солженицына в 1995 году. Васильев вышел на сцену в образе полковника Бербенчука. Театровед Борис Любимов вспоминал: «Роль — не центральная, а становилась [благодаря таланту] одной из центральной. И я вдруг почувствовал, что какая-то его ипостась, может быть, комедийная в полной мере не была реализована». Актеры дважды встречались с писателем и обсуждали своих героев. 21 января 1995 года, за четыре дня до премьеры, спектакль показали литератору. Солженицын написал в дневнике: «Сегодня один из самых счастливых дней в моей жизни — я увидел «Пир победителей» на сцене».

В 1997 году Юрий Васильев дебютировал как режиссер. Вместе со своим другом Юрием Соломиным он поставил «Коварство и любовь» по Фридриху Шиллеру, а чуть позже — «Лес» по Александру Островскому. В интервью для фильма «Как уходили кумиры» Соломин вспоминал: «Буквально последние два-три года перед своим уходом он ко мне подошел и сказал: «Я вот хочу себя попробовать в педагогической деятельности, в режиссуре. Можно я тебе буду помогать?» И как режиссер он очень полюбился актерам».

Весной 1999 года режиссер Манос Захариас пригласил актера вместе с женой в Грецию. Там проходил фестиваль кино и показывали картину «Ловцы губок». Нелли Корниенко вспоминала: «Это был подарок с небес. Все было необычайно красиво, торжественно. Нас встречали с охапками белых роз. Эти таверны, где мы слушали музыку и где Юра танцевал сиртаки — прямо как в фильме 40 лет назад».

В январе 1999 года Юрию Васильеву присвоили звание народного артиста России. Но уже через несколько месяцев, 4 июня 1999 года, актер скончался. Ему было 59 лет.

Смерть

В начале лета 1999 года актер Юрий Васильев приехал на своем автомобиле для прохождения обязательного технического осмотра на станцию техобслуживания. Несколько часов, проведенных на жаре, а также нервная обстановка слишком переутомили мужчину. По возвращении домой, поужинав, актер прилег отдохнуть на диван, а вскоре супруга обнаружила его бездыханное тело. Причиной смерти стал сердечный приступ. Примечательно, что незадолго до трагедии Юрию Николаевичу было присвоено звание Народного артиста Российской Федерации.

Могила Юрия Васильева

Юрий Николаевич похоронен на Донском кладбище. Могила актера совмещена с могилой родителей Юрия Васильева.

Интересные факты

Юрий Васильев на Московском международном кинофестивале. 1967. Москва. Фотография: kino-teatr.ru

1. Актер Малого театра мечтал сыграть роль Гаева в пьесе «Вишневый сад». Жена Нелли Корниенко вспоминала: «К этой роли его даже близко не подпускали. Юра очень переживал. Он был скрытен, говорить на подобные темы не любил. Но я знала. Видела переписанную от руки роль в его тетрадке».

2. Юрий Васильев не только срежиссировал спектакль «Коварство и любовь», но и сыграл там маленькую роль — актер загримировался под чернокожего слугу. Никто из зрителей не узнал режиссера на сцене.

3. Юрий Васильев сам построил дачный дом в Переславле-Залесском. Он возводил стены, собирал полы и делал кухонную мебель. Также он выращивал овощи, ухаживал за яблоневым садом.

4. Когда Юрий Васильев собирался на гастроли, то первым делом укладывал в сумку ракетки и мячики: актер очень любил играть в теннис.

Ссылка на основную публикацию
Похожее

студия красоты в Лефортово