Биография
Мальчик родился в семье интеллигентов, где отец был музыкантом, а мать — учительницей. Отец был дирижёром симфонического оркестра, а затем и директором музыкальной школы, который для получения музыкального образования был вынужден принять православие, так как был рождён в еврейской семье.
Мать будущего знаменитого актёра последнее время занималась домашним хозяйством и имела помимо Владимира ещё четверо детей.
В 1920 году семье Зельдина пришлось перебраться к родственникам, в Тверь, связи с началом Гражданской войны в России. Здесь Володя стал посещать школу, а когда отец перевёз своих родных в Москву в 1924 году, мальчик стал обучаться в военной школе, расположенной на Таганке.
Все дети Зельмана были музыкально одарены и обучены играть на музыкальных инструментах. Володя мастерски справлялся с трубой, роялем и скрипкой. В его актёрской жизни эти навыки оказались весьма кстати.
Детские воспоминания у актёра были очень светлыми. Он помнил, что материальная сторона жизни всегда была очень скромной, но на отношения родителей и детей это не влияло. Внутри семьи царило уважение и хорошее взаимоотношение. Отец был отличным примером для своих детей. Он не курил, не пил и никогда не конфликтовал в присутствии своих детей.
Если вдруг Вы еще не знали, то советуем прочитать статью с описанием биографии и личной жизни Льва Лещенко.
Спорт
Зельдин всегда стоял во главе театральных болельщиков футбольного клуба ЦСКА, однако слово «болельщик» не выносил — считал, что «есть в нём что-то агрессивное, а спорт близок к искусству, театру». Помимо футбола любил хоккей, теннис, фигурное катание, баскетбол, плавал в море даже при температуре 18 градусов, а после сорока лет научился кататься на водных лыжах.
Зельдин гордился, что 7 октября 2013 года принял участие в эстафете Олимпийского огня, проходившей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю Олимпиад.
Учёба Зельдина и детские мечты
Паренек был очень способным и стремился к обучению в консерватории. Для этого Володе пришлось даже пройти обряд Крещения и принять христианство. Но вот свою яркую фамилию Зельдин, менять на материнскую (Попова), не стал. Хотя этот факт не один раз тормозил карьерный рост в его жизни.
Было такое время в жизни будущего актёра, как сильный интерес к балету. До такой степени, что в 12-летнем возрасте юноша решил даже поступать в Хореографическое училище, расположенное на базе Большого театра. Но так как отец видел своего сына успешным музыкантом, он смог помешать Владимиру осуществить свою мечту.
Когда парню исполнилось 14 лет, его отец умер, не в силах бороться с саркомой. Спустя несколько лет парень узнал страшную новость, что в возрасте 42 лет не стало и матери, которая не смогла справиться с воспалением лёгких. В далёкие 30-е годы XX века ещё не изобрели знаменитого пенициллина и эта болезнь для многих оканчивалась летальным исходом.
Оставшись без родителей, Володя смог рассчитывать на свои силы и на добрых людей. Таким был друг отца – Ф. Николаевский, который взял парня трубачом в оркестр. После этого Владимира манили и прочие профессии, среди которых — военный моряк. Он даже хотел поступать в военное училище, но он не прошёл медицинскую комиссию из-за зрения.
Увлечения
Поклонники часто спрашивают, сколько лет Владимиру Зельдину. Этот вопрос заслуживает отдельного разбирательства, ведь супруга артиста утверждает, что биологический возраст ее мужа намного отстает от фактического. За шестьдесят лет Владимир Михайлович почти не изменился. Этому способствует образ жизни артиста. Он с удовольствием купается в холодной воде, не признает алкоголя и не переносит сигаретного дыма. С юности актер славился тем, что умел танцевать грузинский национальный танец картули и прекрасно держался в седле. Говорят, он занимался в манеже с самыми высокопоставленными детьми советского периода — Василием Сталиным и наследником Микояна. У артиста даже имеется диплом ворошиловского всадника. Спортивные состязания были страстью Владимира Зельдина и помогли ему сохранить прекрасную физическую форму.
Начало карьеры Зельдина
Когда Владимир Зельдин окончил школу, он некоторое время работал на заводе учеником слесаря. Но, парень был далёк в мечтах от заводских будней и решил поступать в Театр МГСПС на актёрский курс.
В приёмной комиссии присутствовали В. Ванин и Е. Любимов-Ланской, которым понравился парень, читающий стихи Безыменского. Курсом Зельдина руководил Е. Лепковский, а танцы преподавали В. Мосолова и Г. Шаховская.
На курсе обучалось 25 человек, среди которых призвание народа и славу приобрели лишь двое – Николай Парфенов и Владимир Зельдин.
В 1935 году обучение было закончено, и парня взяли актёром в Театр транспорта. Владимиру посчастливилось играть в спектаклях, которые были поставлены по произведениям мировой классики. Нередко это была массовка или второстепенные роли, но в 1940 году юноша был замечен ассистенткой режиссёра И. Пырьева и взят на заметку.
Судьбе было угодно, чтобы молодого человека сняли в кинокартине И. Пырьева «Свинарка и пастух». Успех у фильма был огромный. Фильм снимался во время войны. С этого времени имя и фото Владимира Зельдина были узнаваемыми.
Нетрудно догадаться, сколько требовалось людям сил и таланта играть беззаботных и счастливых персонажей. Утром были съёмки и тревожные новости с фронта, а вечером — дежурство на крыше для тушения пожаров от зажигательных бомб.
Фильмы с Владимиром Зельдиным, снятые в военные годы:
- «Дядя Ваня»;
- «Карнавальная ночь»;
- «Десять негритят»;
- «Женщина в белом».
На протяжении 1942-1943 годов актёр служит в драматическом театре Алма-Аты, а в 1945 году был участником труппы Центрального театра Советской Армии.
Владимир Зельдин с юных лет отличался вокальным мастерством и великолепной пластикой.
Одна из знаменитых главных ролей Зельдина в спектакле «Танцы с учителем», хотя таких можно назвать огромное количество ( «Приглашение в замок», «Давным-давно», «Дядюшкин сон» и пр.).
Помимо яркой профессиональной деятельности, Зельдин питал слабость к спорту. В частности, к футболу,в роли поклонника клуба ЦСКА. Знаменитый актёр даже был факелоносцем, и отмечен, как самый возрастной участник эстафеты в олимпийской истории 2013 года в Москве.
Смерть
31 октября 2021 года Владимир Зельдин скончался в НИИ Склифосовского, где артист на протяжении трех недель находился на лечении. По словам супруги Иветты, актер страдал от пониженного давления, в результате чего врачи приняли решение о госпитализации.
Похороны Владимира Зельдина
Новости о состоянии здоровья Владимира Зельдина были неутешительные. Врачи сообщали о тяжелом состоянии всеми любимого артиста. 31 октября в 09.00 сердце горячо любимого актера перестало биться. Владимир Зельдин умер в возрасте 101 года.
Личная жизнь Зельдина
Первой женой В. Зельдина стала Людмила Мартынова, с которой они прожили не больше года (1939-1940 гг.). В 1940 году Людмила уехала в Украину и там и осталась. В этом гражданском браке родился сын, который умер в 1941 году от воспаления лёгких. На момент женитьбы актёру было всего 24 года, женщина же была старше его и, увлёкшись новым мужчиной, ушла от Зельдина. Людмила Мартынова также служила в актерской труппе Театра транспорта. Являлась яркой личностью, в отличие от актёрского дарования. Она была эрудированна, красива, умна, писала стихи и водила знакомство с русскими художниками и импрессионистами того времени.
Второй женой после Люси стала Гися (1921-1971 гг.). Генгриета Островская была заслуженной актрисой РСФСР. Гися даже снималась вместе с супругом в кинофильме, где они впервые и увиделись «Учитель танцев». Свою жену Владимир считал очень талантливой.
После этого им удалось сниматься даже в любовных сценах спектаклей:
- «Стрекозе»;
- «Душе солдата».
Вместе с Гисей Зельдин прожил в гражданском браке целых 15 лет. Он помогал растить её сына Алексея от первого брака.
Третьей женой Владимира стала Иветта Капралова, с которой он стал жить с 1964 года. Несмотря на три брака, большую часть своей жизни актёр привык жить холостяком. Иветта Капралова знала, что нрав у Владимира Михайловича довольно крут, и как многие актёры, он увлекался прочими дамами. Но мудрая женщина смогла прощать увлечения супруга. Совместная жизнь супругов продлилась дольше 50 лет. И как это водится в романтических произведениях, спустя три месяца после смерти супруга, также ушла из жизни и Иветта Капралова.
Актёр был востребован как в театре, так и в кинематографе. Кинокарьера Зельмана весьма богата, ведь ему удалось сыграть в 57 фильмах.
Самые знаменитые фильмы, которые можно назвать визитной карточкой актёра таковы:
- «Карнавальная ночь»;
- «Учитель танцев»;
- «Женщина в белом»;
- «Тайна чёрных дроздов»;
- «Дядя Ваня»,
- «Парк советского периода»;
- «Свинарка и пастух»;
- «Десять негритят»;
- сериал «Сваты» и пр.
Главная роль
Большой удачей было то, что Зельдина вообще назначили на роль знатного пастуха Мусаиба. Сыграть главную роль в комедии «Свинарка и пастух» хотели многие актёры — и в основном красавцы-грузины. Есть легенда, что в кастинг вмешался сам Сталин, который назвал Зельдина «настоящим горцем». Кто-то поправил: «Вообще-то, он никакой не горец — он еврей». Но Сталин повторил: «Я сказал, настоящий горец!», — и спор прекратился.
Но сам Зельдин был убеждён, что на судьбоносную роль его утвердили женщины: режиссёр картины Иван Пырьев пригласил костюмеров, гримеров и актрис массовки, чтобы показать им пробы красавцев-артистов. Мнение дам оказалось практически единогласным: наибольший интерес в образе пастуха вызывал галантный Зельдин.
Секреты долголетия
Достаточно увидеть артиста на сцене, чтобы поверить в то, что он раздобыл волшебное омолаживающее средство Макропулоса. Великолепно поет и танцует на сцене Владимир Зельдин. 100 лет исполнилось актеру в 2015 году, 28 января. Но, несмотря на это, его голос звучит с театральных подмостков так, как юным актерам даже не снилось. В чем секрет такого непобедимого долголетия артиста? Владимир Михайлович охотно делится этой информацией со своими поклонниками:
- Зельдин никогда не курил и совершенно не переносит табачного дыма. Друзьям приходится мириться с предпочтениями актера: заядлые курильщики безропотно покидают помещение и выходят «в тамбур».
- Артист феноменально владеет собственными силами и никогда не переутомляется. Например, роль он учит в собственном ритме и в результате помнит свои реплики лучше, чем остальные коллеги. Также постепенно Владимир Михайлович выкладывается на репетициях. Он включает в полную мощность свое актерское дарование только на спектаклях. Кроме того, артист подолгу спит и за счет этого хорошо восстанавливается.
- Сколько лет Зельдину? Возраст у артиста солидный, но он не мешает ему каждый день совершать полуторачасовые прогулки. Артист бывает на улице в любую погоду, даже после изнурительных спектаклей или съемок.
- Актер предпочитает вкусную, но простую пищу. Например, он обожает гречневую кашу с молоком. Кушает Владимир Михайлович всегда маленькими, почти детскими порциями и никогда не переедает.
- Самый главный секрет молодости и долголетия актера заключается в том, что он дружит с людьми намного моложе себя. Он преклоняется перед молоденькими женщинами, всегда готов сделать комплимент и красиво за ними поухаживать. Этот процесс заряжает его положительной энергией. Жена спокойно относится к этой слабости супруга, понимая, что пока в нем живо чувство прекрасного, он остается сильным, молодым и здоровым.
Такова биография Зельдина. Этот человек прошел большой жизненный путь, но до сих пор не устает радоваться каждой минуте своего существования. В чем секрет его творческого и физического долголетия? Наверное в том, что он постоянно занимается любимым делом и умеет притягивать к себе хороших людей. И это не удивительно, ведь он и сам очень светлый человек: добрый, мудрый и порядочный. Хочется пожелать Владимиру Михайловичу долгих лет жизни и огромного счастья.
«Десять негритят» (1987)
0
В детективном триллере Станислава Говорухина «Десять негритят», снятом по роману Агаты Кристи, Владимир Зельдин сыграл безжалостного судью Лоуренса Уоргрейва, ставящего закон превыше всего. Его герой рассудителен и спокоен, а главное — хладнокровен. Финальный монолог судьи создает апофеоз напряжения, который буквально взрывает зрителя. Так, во многом благодаря таланту Зельдина, фильм сразу вошел в копилку классики советского кино, которая никогда не потеряет актуальности.
«Сказание о земле сибирской»
Кадр из «Сказание о земле Сибирской»
После картины «Свинарка и пастух» Владимир Зельдин некоторое время не снимался. В 1943 году он вернулся в Москву, в Центральный театр транспорта, играл там в основном главные роли.
В 1947 году Пырьев вновь пригласил его в свою картину. В мелодраме «Сказании о земле сибирской» Зельдину предстояло сыграть талантливого пианиста Бориса Олейнича – роль, в какой то степени отрицательную. Владимир Зельдин с благодарностью отмечал, что Пырьев дал ему возможность попробовать себя в новом качестве, разглядел, что он может играть не только героев-любовников, но и отрицательные роли.
О своей работе в этой картине Зельдин рассказывал: «Что примечательно, я должен был играть на рояле концерт Листа с оркестром. Я учил этот концерт на обеззвученном инструменте. В музыкальной комнате был репродуктор, пускали запись этого концерта, и я старался воспроизвести на обеззвученном инструменте весь ритмический рисунок этого концерта. В течение месяца я ежедневно репетировал этот концерт. Записывал этот концерт, делал звуковую дорожку выдающийся пианист Эмиль Гилельс . Я присутствовал во время этой записи, смотрел, как Гилельс садится за инструмент, как он играет и т. д. Наступил день съемок. Мы снимали в Московской консерватории: эстрада, симфонический оркестр, зрительский зал. Концерт я «играл» до конца: Иван Александрович не прерывал его запись. Могу похвалиться: я человек музыкальный, с увлечением «играл» этот концерт, и даже Иван Александрович Пырьев после съемки подбежал, обнял и поцеловал меня».
«Учитель танцев»
Спектакль «Учитель танцев»
В Центральном театре транспорта у Владимира Зельдина дела шли неплохо. Была постоянная работа, главные роли. Но все же Театр Советской Армии, куда в 1945 году он был приглашен Николаем Васильевичем Петровым, давал ему большие возможности. Первой же ролью в новом театре стал Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев». «Это была очень интересная работа — я должен был и петь, и танцевать, и фехтовать», — вспоминает Владимир Михайлович.
Спектакль имел огромный успех у зрителей, истосковавшихся за годы войны по красивым постановкам, по музыке, по любви. Сам Владимир Михайлович ставит успех этого спектакля в один ряд с фильмами «Свинарка и пастух» и «Сказание о земле Сибирской». Рассказывают, что как-то по окончании спектакля за кулисы поблагодарить актера зашла сама Анна Ахматова. Благодаря «Учителю танцев» Зельдин познакомился со многими актерами и танцорами балета: Олей Лепешинской, Майей Плисецкой, Катей Максимовой, Мариной Семеновой. На представление приходили и многие актеры ведущих театров Москвы. По словам Владимира Михайловича «Учитель танцев» проложил ему дорогу в мир известных и удивительных людей искусства.
В 1952 году Владимир Канцель вместе с Татьяной Лукашевич решили снять по спектаклю фильм. Вспоминает Владимир Зельдин: «Получилось плохо — спектакль так просто не может переноситься на фильм, нужно писать отдельно новый сценарий. Да и сами съемки проходили очень тяжело — снимали, в основном, по ночам, другого времени не давали. Плюс ко всему, художники Мосфильма сделали пол из стекла! Как можно танцевать на стеклянном полу — чтобы вы ни делали, ноги разъезжаются…»
Тем не менее, фильм имел большой успех, особенно у женской половины, став одним из лидеров проката 1952 года.
«Дядя Ваня» (1970)
0
С возрастом Владимир Зельдин переключился на характерные роли, которые пришлись как нельзя кстати отечественному кинематографу. Начало положила роль профессора Серебрякова в фильме Андрона Кончаловского «Дядя Ваня». Герой Зельдина по характеру является человеком напыщенным, тщеславным и раздражительным. Партнерами актера на съемочной площадке стали такие известные артисты, как Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Ирина Купченко и Ирина Мирошниченко.
Звездный путь
Кадр из фильма » Дядя Ваня»
В 1941 году наш сегодняшний герой впервые попал на съемочную площадку. Роль Мусаиба Гатуева в картине «Свинарка и пастух» моментально принесла актеру известность и славу. Однако после первой кинематографической работы в карьере актера наступило некоторое затишье. Во время боевых действий театр транспорта, в котором выступал Зельдин, был эвакуирован в Казахстан, где актер впоследствии проработал чуть более года. В 1943-м году Владимир вернулся в Москву, где снова стал выступать на знакомой театральной сцене, устраивая представления для солдат и простых жителей российской столицы. В качестве театрального актера наш сегодняшний герой стал очень популярен, а впоследствии даже получил специальную медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В 1945-ом Зельдин начал выступать на сцене Центрального академического театра Российской армии. Он трудился чрезвычайно много, успевая играть блестящие роли в новых постановках и одновременно сниматься в кино. С участием артиста каждый год выходило по нескольку фильмов. Наиболее известные из них «Учитель танцев», «Карнавальная ночь», «Женщина в белом», «Дядя Ваня», «Десять негритят», «Тайна черных дроздов» и «Парк советского периода».
Кадр из фильма «Женщина в белом» (1981)
Все эти годы он много и разнообразно работал в театре. А роль блистательного учителя танцев Альдемаро играл много лет. Последний — тысячный раз — он сыграл эту роль в 60 лет!
Сыграв роль в детективе «Последняя осень» (1990), Зельдин затем в течение семи лет не снимался. Вновь зрители смогли увидеть любимого актера в 1997 году в картине Николая Досталя «Полицейские и воры». Зельдин замечательно, с юмором сыграл роль дедушки — обаятельного персонажа.
Позже он получил широкую известность благодаря роли в популярном украинском сериале «Сваты», в рамках которого он исполнял роль Николая Николаевича (отца Ольги).Владимир Михайлович установил рекорд как старейший «играющий» актер на планете. Данный факт был зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса. В 2013 году Зельдин принял участие в эстафете Олимпийского огня, став старейшим человеком, когда-либо участвовавшим в знаменитом действе… Рекорд был побит 7 декабря этого же года в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель Александр Каптаренко.