6 мая 1932 года в Москве родился Александр Белявский: один из немногих актёров, кого по праву можно назвать звездой как советского, так и российского кинематографа.
В голливудском кино он тоже снялся: вместе с такими звёздами, как Бен Аффлек и Морган Фриман в фильме «Цена страха». Это была одна из его последних киноработ.
Если судить по богатой творческой биографии актёра, его востребованности у режиссёров и популярности среди аудитории (особенно у женской её части), можно подумать, что Александр Белявский был баловнем судьбы. Но на самом деле его жизнь была далеко не столь безоблачной, как это представлялось многим его поклонникам и поклонницам.
Статья по теме
Страшные параллели судьбы Александра Белявского
Биография
Знаменитый Фокс из культового фильма «Место встречи изменить нельзя», Александр Белявский – советский и российский актер театра и кино, народный артист Российской Федерации, а также Заслуженный деятель культуры Польши.
Александр Белявский никогда не был обделен женским вниманием, артиста знали и любили зрители, но судьба приготовила артисту много испытаний. «Тот не жил полной жизнью, кто не знал бедности, войны и любви» – любимая цитата Александра Белявского.
Актер Александр Белявский
Помимо роли в ставшем символом целой эпохи детективном фильме «Место встречи изменить нельзя», актер снялся и в других культовых советских фильмах, которые и сегодня любимы зрителями: «Четыре танкиста и собака», «Иду на грозу», «Кабачок «13 стульев», «Ирония судьбы, или С легким паром!», а также в знаменитом криминальном телесериале «Бригада».
Будущий актер родился 6 мая 1932 года в Москве. У родителей артиста было только начальное образование: несмотря на это, из троих детей родители постарались сделать интеллигентных образованных людей. Война началась, когда Белявский был школьником, но даже в тяжелое время мальчик не пропускал уроков.
Александр Белявский в молодости
В 1949 году Александр Борисович окончил школу и поступил в технический вуз, чтобы стать геологом-разведчиком. На практику ездил в Среднюю Азию, а в чемодане возил томики любимых поэтов. В 1955 году Александр защитил диплом и уехал работать в Иркутск. Там впервые вышел на театральную сцену областного драмтеатра – самодеятельный коллектив давал «Горе от ума». О Белявском тогда написала местная газета, а сам он загорелся театром. После возвращения в Москву некоторое время работал в НИИ и продолжал играть в любительских постановках. В 1957 году Александр Белявский решил поступать в Щукинское училище, а через четыре года стал дипломированным актером.
Награды и признание
Советский и российский актёр театра и кино удостоен следующих наград и званий:
- 1964 г. – Заслуженный деятель культуры Польши;
- 1988 г. – Заслуженный артист РСФСР;
- 2003 г. – Народный артист РФ.
Библиография: в 1995 г. вышла книга анекдотов от А. Белявского «Если Вам грустно…»
Театр
После окончания Щукинского училища в 1961 году он пришел в Театр Сатиры, где проработал три года. Затем его пригласили в труппу Московского театра К. Станиславского, где он проработал два года. В 1966 году Александр Белявский перешел в Театр-студию киноактера. Стройный, высокий, фактурный, он играл преимущественно отрицательных персонажей, но зрители его все равно любили.
Александр Белявский в театре
В его театральной карьере был длительный перерыв, связанный со съемками в кино. Но в 1999 году Белявский вернулся в театр, выступал в основном в антрепризах. Самые заметные роли – Советник в «Императрице», Генри во «Льве зимой», Анатолий в «А-ля фуршете со святой водой».
Приход в профессию актера
1957 год был для Белявского знаковым. Он наконец-то решил пойти по актерскому пути, который был ему ближе по духу. С этой целью Александр Белявский поступил в Щукинское училище и сразу же попал в группу Владимира Этуша. Когда он был на втором курсе, ему доверили сыграть роль в фильме о советском вожде Ленине. Поскольку его участие было удачным, то вскоре его пригласили сняться и в другой киноленте — «Спасите наши души». Причём ему доверили главную роль. Это было еще одной удачей. Все говорило о том, что он на правильном пути.
Фильмы
Белявский дебютировал в кино еще в студенческие годы. В 1957 году он сыграл рабочего Колю в картине «Рассказы о Ленине». Затем долго работал с польскими режиссерами – снялся в шести проектах, среди которых «Четыре танкиста и собака». Затем были активные съемки у советских режиссеров.
Александр Белявский в фильме «Место встречи изменить нельзя»
Самыми известными фильмами актера стали «Иду на грозу», «Ирония судьбы», «Место встречи изменить нельзя». В последнем Александр Белявский играл бандита Фокса. Фильм рассказывает о работе Московского уголовного розыска в послевоенные годы и фокусируется на противостоянии оперативников и жестокой банды грабителей под названием «Черная кошка». Статный актер (рост Белявского 182 см) достоверно сыграл преступника-рецидивиста, который мог не только совершать злостные преступления, но и очаровывать женщин из околобогемного круга.
Александр Белявский вспоминал, что относился к роли Фокса как к обычной работе, не подозревая, что этот фильм станет яркой страницей в его творческой биографии. Тогда никто и не думал, что фильм пройдет с таким ошеломительным успехом. В сценарии было написано, что Фокс, войдя в ресторан, звериным чутьем угадывает ловушку — Белявский не мог понять, как ему изобразить звериное чутье. Тогда режиссер успокоил: мол, уйдешь через окно и зрители все поймут.
Александр Белявский в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»
В знаменитом фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!», который для России стал символом Нового года и каждый год транслируется федеральными телеканалами 31 декабря и 1 января, чтобы создать праздничное настроение, Александр Белявский исполнил второстепенную роль Саши, друга главного героя Жени Лукашина (Андрей Мягков).
На счету народного артиста РФ более 100 ролей в фильмах и сериалах. Одной из последних работ была роль российского адмирала в американском фильме «Цена страха». Роль маленькая, съемки прошли за один день.
Памяти Александра Белявского | Фотогалерея
Александр Белявский (слева) в роли Володи и Евгения Уралова (справа) в роли Лены на съемках фильма «Июльский дождь» режиссера Марлена Хуциева. © РИА Новости
Василий Лановой (слева) в роли Тулина и Александр Белявский (справа) в роли Крылова в фильме «Иду на грозу» © РИА Новости
Александр Белявский (в центре) в роли Крылова и Михаил Астангов (справа) в роли профессора Голицына в фильме «Иду на грозу». © РИА Новости
Заслуженная артистка РФ Евгений Уралова (справа) и заслуженный артист РСФСР Александр Белявский (слева) в сцене из фильма «Июльский дождь» © РИА Новости
Актер Александр Белявский в роли Крылова в фильме Сергея Микаэляна «Иду на грозу» по одноименной повести Даниила Гранина. © РИА Новости
Максим Штраух (справа) в роли Ленина и Александр Белявский (слева) в роли Коли в фильме Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине». © РИА Новости
Актер Александр Белявский в роли Крылова в фильме Сергея Микаэляна «Иду на грозу» © РИА Новости
«Тревожный вылет» © РИА Новости
«Тревожное воскресенье» © РИА Новости
© РИА Новости
© РИА Новости
Личная жизнь
Со стороны казалось, что жизнь актера – это сплошной праздник, его личная драма оставалась за кадром. С первой супругой Валентиной он познакомился, когда получал первое образование. Вскоре они поженились, родился сын Борис. Когда мальчику было два года, он утонул в пруду – няня не уследила. Белявский проклинал себя, метался как загнанный зверь, заливал горе водкой. Справиться с горем ему помогла супруга.
Александр Белявский с первой женой
Александр и Валентина усыновили двухлетнего мальчика Андрея и воспитывали его как родного, а вскоре родилась и дочь Надежда. Увы, через семь лет после рождения дочери семья рухнула – актер влюбился в другую женщину. Валентина его отпустила. Александр Белявский чувствовал свою вину, поэтому часто приходил к ним, помогал. Их квартиры и дачи находились рядом, хотя и первая, и вторая супруга актера страдали от такого соседства.
Актер не мог находиться далеко от первой семьи еще и потому, что приемный сын Андрей трагически погиб в 20 лет. Юноша выпал из окна. Актер старался поддерживать бывшую жену после этой трагедии, но и самому Александру Борисовичу нужна была помощь и поддержка. Близкие актера вспоминают, что в эти моменты и сам артист был близок к тому, чтобы уйти из жизни. Певица Лариса Данилина однажды застала актера на балконе, после чего тот поблагодарил женщину за такое своевременное появление.
Александр Белявский с женой Людмилой и дочерью Сашей
Со своей второй женой Людмилой он познакомился в Ленинграде. Побежал в магазин между съемками и попал под дождь. Увидел симпатичную девушку под зонтом и решил познакомиться. Девушка оказалась москвичкой, дала свой номер телефона, который Белявский потерял. Он искал Люду по всем столичным медицинским институтам и нашел.
Актер мечтал о сыне, но Людмила долгое время не могла родить. Она забеременела, когда ей было уже 52 года. Тогда Белявскому перевалило за 70. У них родилась девочка, которую назвали Александрой. Чтобы обеспечить близких, актер снимался в нескольких проектах и подорвал здоровье. Вскоре после рождения дочери у него случился инсульт. Врачи спасли Александра Белявского, но ему заново пришлось учиться говорить и ходить.
Болезнь актёра
Чтобы обеспечивать 2 семьи, актёру приходилось много работать. Александр Борисович одновременно снимался в нескольких проектах. Работа «на износ», тяжёлое военное детство, смерть двух детей. Эти факторы, по мнению родных актёра, стали причиной инсульта, который случился через несколько месяцев после рождения младшей дочери. Врачи смогли его спасти, но Белявскому пришлось заново учиться говорить, писать и ходить.
Когда Александр Борисович попал в больницу, за ним ухаживала первая жена и старшая дочь Надежда. Так как Людмила недавно родила и занималась дочерью Сашей. Женщины давно нашли общий язык. Белявский специально приобрёл квартиру в соседнем с Валентиной Викторовной доме. Он и дачу построил рядом с дачей первой супруги, чтобы дети и внуки могли играть вместе.
Артист не сдавался, упорно работал над собой, делал лечебную гимнастику, посещал курсы по восстановлению речи, мечтая вернуться на работу. В фильме «Ирония судьбы-2», снялся в небольшой роли без слов.
Смерть
Восемь лет Белявский боролся с болезнью, но состояние его здоровья улучшилось ненадолго. Он с трудом ходил, забывал слова, не в состоянии был держать ручку в руках. Александр Борисович понимал, что уже не вернется в театр и кино, не сможет содержать семью. 8 сентября 2012 года он выбросился из окна пятого этажа, причем это оказалось окно лестничного пролета. Это обстоятельство делает смерть актера особенно загадочной, ведь Александр Белявский жил на втором этаже, и чтобы попасть на пятый этаж, плохо передвигающемуся актеру пришлось бы специально подняться. Такие обстоятельства смерти уверили правоохранительные органы в том, что актер покончил жизнь самоубийством.
Александр Белявский
Друзья и близкие семьи утверждают, что, несмотря на затяжную болезнь и мрачные перспективы в будущем, Александр Белявский отличался жизнелюбием, а также был настоящим «борцом» по жизни и не стал бы завершать жизнь самоубийством. Жена артиста Людмила также до сих пор не верит, что он сознательно пошел на самоубийство, считает, что причиной смерти актера стал несчастный случай.
Кроме того, у актера подрастала маленькая дочь, и Александр Борисович просто не мог бросить семью, как утверждают противники версии о самоубийстве актера. Старшая же дочь актера рассказала прессе, что из-за болезни у отца случались обмороки и приступы головокружения. Женщина уверена, что и в тот злополучный день у Александра Борисовича случился приступ, который привел к трагедии.
Похороны Александра Белявского
При этом часть актеров поверили в объяснение правоохранительных органов и даже нашли объяснение такому поступку актера. Коллега Белявского Станислав Садальский заявил, что советского артиста до смерти довела затяжная нищета и обвинил в трагедии Союз кинематографистов в том, что талантливые актеры в старости не могут вести достойную жизнь и борются за существование.
Станислав Садальский утверждает, что при огромных гонорарах популярных актеров всем остальным артистам платят столько, что прожить на эти деньги невозможно. Отдельно актер отметил советский кинематограф, фильмы этого периода и сегодня регулярно демонстрируют по телевидению, обеспечивая телеканалы прибылью с рекламы, но съемочная группа этих фильмов не получает положенных отчислений.
Могила Александра Белявского
Могила Александра Белявского находится в Москве. Урна с прахом знаменитого актера захоронена на Кузьминском кладбище.
Дубляж и озвучивание
В своём плотном графике Александр Борисович находил время на озвучивание мультфильмов и дублирование иностранных фильмов. Его считали мастером дубляжа, на его счету более 200 кинолент.
Озвучиванием мультипликационных фильмов он занялся в 1976 г. Первая работа – рисованный фильм «От тебя одни слёзы» – рассказчик. В австралийском анимационном сериале «80 дней вокруг света», Белявский дублировал Лорда Мейза. Этот персонаж строит козни главному герою, чтобы Филеас Фогг не смог выполнить условия пари.
В 1982 г. выходит мультфильм «Бюро находок», где артист озвучил сразу 2 персонажей – пса Тишку и продавца мороженого. Затем были работы в не менее популярных мультсериалах «Чёрный плащ», «Легенды острова сокровищ», «Вудди Вудпекер», «Энди Панда».
Александр Белявский озвучивал предателя Брута в ленте «Клеопатра», короля Людовика XIV в фильмах «Анжелика – маркиза ангелов» и «Анжелика и король».
В одном из интервью артист признался, что сложнее всего было дублировать Луи де Фюнеса в картине «Замороженный». Речь главного героя была схожа с пулемётной очередью, но не зря Белявского считали профессионалом – он блестяще справился.
Голосом Александра Борисовича говорит Антонио в «Невероятных приключениях итальянцев в России», а также Робин Гуд в «Стрелах Робин Гуда». В фильме «Игрушка» артист озвучил Бленака, немного позже – Пьера Ришара в картинах «Невезучие», «Папаши», «Укол зонтиком».
Чтобы дублировать Жана Поля Бельмондо, Белявскому пришлось пройти кастинг. Голосом Александра Борисовича говорит ещё один популярный в 80-е годы киногерой – комиссар Катани (Микеле Плачидо). Также были роли в «Призрак замка Моррисвиль», «Зита и Гита», «Тутси», «Полицейская академия», «Люди в чёрном», «Зелёная миля». Сложно представить, что озвучивать и дублировать эти фильмы мог кто-то другой.
Александр Белявский работал и режиссёром дубляжа на студии СВ-Дубль. За 2 года под его руководством дублировано 8 кинолент: фантастический фильм «Три жизни Томазины», триллер «Невиновный», «детектив Варшавский» и др.
Фильмография
- 1965 — «Иду на грозу»
- 1966 — «Нет и да»
- 1966 — «Четыре танкиста и собака»
- 1969 — «Кабачок «13 стульев»
- 1974 — «Свет в конце тоннеля»
- 1975 — «Ирония судьбы, или с легким паром!»
- 1979 — «Место встречи изменить нельзя»
- 1987 — «Поражение»
- 1989 — «Вход в лабиринт»
- 1993 — «Вопреки всему»
- 2001 — «Нина»
- 2001 — «Антикиллер»
- 2002 — «Завтра будет завтра»
- 2002 — «Бригада»
- 2003 — «Лучший город Земли»
Сколько у нас забытых артистов!
Сейчас вдове Белявского 69 лет, а Сашеньке в конце августа исполнится 16.
— Не могу ничего сказать, как они живут. С Милой, второй женой брата, мы практически не общаемся, — огорошила меня Ольга Белявская, родная сестра Александра Борисовича. — У меня даже, признаться, и номера ее мобильного нет. Дома их летом не застать. Они с дочкой в Болгарии отдыхают, у друзей в городке Ахтопол. Мы больше близки были с первой женой Саши — Валентиной, с которой брат прожил более 20 лет. Валя для меня как сестра была. Увы, больше двух лет назад и она умерла, теперь хожу на обе могилки: то к Саше загляну, то к ней.
Кровь звезды на месте трагедии смывали несколько часов.Фото Ивана Вислова/«Комсомольская правда»
— Людочка нам звонит редко, — сообщила директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина. — Но это и к лучшему. Значит, наладилось все у них. Раньше нужна была помощь, потому много общались. А так, Ларисонька, вы же знаете, сколько у нас больных, уходящих из жизни забытых артистов, поэтому уже и не до тех, кто крепко встал на ноги. Того же Андрюшу Харитонова взять. Ведь ему 60 лет не было, когда недавно от рака сгорел. Ему мы много помогали в последние месяцы жизни, устраивали на лечение… В первое время после трагедии с Белявским, когда была общая растерянность: маленький ребенок, сама Люда-пенсионерка не работала — были у них большие финансовые трудности. И тогда, конечно, наша Гильдия несколько лет им помогала ежемесячно. Нет, не наличными деньгами — сумма помощи определялась стоимостью услуг за ЖКХ. Люда частенько приходила к нам в Гильдию с Сашенькой. И очень хорошее всегда от них было впечатление: она — мягкая, добрая женщина, девочка всегда опрятно одетая: в бантиках, кружавчиках.
На прощании с актером в московском Доме кино его вдова была безутешна. Фото Ивана Вислова/«Комсомольская правда»