Быков Олег Роланович родился в 1958 году, 21 апреля. К сожалению, биологические родители его неизвестны. Его приемными отцом и матерью являются Ролан Быков и Лидия Князева. Ими маленький Олег был усыновлен в 9-месячном возрасте. Примечательно, что Олег был ребенком от родившейся двойни, а это значит, что у него есть родной брат. Вот только за всю жизнь Быкову так и не удалось о нем ничего выяснить, поскольку второго малыша тоже усыновили и увезли куда-то на территорию Дальнего Востока.
Биография
Ролан и Лидия оказались слишком разными людьми, и потому долго их брак не продлился. Они всеми силами пытались сохранить его, но ничего не вышло. После их развода Олег Быков остался с приемной матерью. Будучи ребенком, будущий актер нечасто виделся с Роланом, поскольку Князева всячески препятствовала этому. Когда же Олег стал совершеннолетним, женщина больше не могла ему запрещать встречаться с приемным папой. Тогда Ролан и узнал, что его приемыш не испытывает тяги к учебе и по большому счету понятия не имеет, кем хочет быть, когда вырастет.
Именно поэтому мужчина решил взять судьбу Олега в свои руки и отдал его на обучение в цирковое училище. Там ему удалось пройти все курсы и получить образование, однако работать на сцене цирка парень желания не испытывал. Чуть позже в очередной раз судьба сама определила будущее Олега – его призвали в армию. Годы службы получились у него тернистыми, причем настолько, что для решения некоторых образовавшихся проблем понадобилась помощь отца.
Найдена неизвестная семья Ролана Быкова
О знаменитом актере и режиссере Ролане Быкове написано немало. Но почти никто не знает, что до женитьбы на актрисе Елене Санаевой у него была другая семья. В первом браке — с актрисой Лидией Князевой — у Ролана родился сын Олег, всю жизнь страдавший от недополученной отцовской любви. Вдова Олега Ролановича, гадалка цыганских кровей Ляля Боева, впервые рассказала “МК” о непростых взаимоотношениях отца и сына, отчаянной любви и мистических способностях.
Будущая сноха Ролана Быкова росла “диким волчонком”. В детстве проводила время в одиночестве, не любила общаться ни с родными, ни с друзьями. Но все-таки был у нее человек, принимавший ее такой, какая она есть, — бабушка Настя. Она-то и научила Лялю предсказывать судьбу.
— Не было ничего более интересного, чем раскладывать вместе с бабушкой карты, — вспоминает Ляля. — Их я стала понимать раньше, чем азбуку. Бабушка Настя, разумеется, поощряла мое увлечение.
— А в школе как к этому относились?
— Школа меня не интересовала совершенно. Физика казалась чем-то непонятным. На вопрос: “Что такое электричество?” — смело отвечала: “Электричество — от лукавого, и явление сие бесовское”. Директор дал четкие распоряжения всем учителям: “К доске больше не вызывать — не дай бог, кто-нибудь услышит, нас же всех посадят!” Позже мудрые люди подарили мне аттестат с одними “четверками” и “пятерками”.
Юность у Ляли была очень бурной. Однако ее единственной любовью был один человек — Олег Быков.
— Его привели ко мне на консультацию. Олег находился в трудном положении. У него не шли дела. Он только взглянул на меня — сразу сказал, что сделает все, чтобы люди, которые оценят мои способности, нашли меня. Я всегда была антиобщественным элементом, меня гоняли, а тут вдруг такое внимание!
Олег настаивал, чтобы Ляля познакомилась с его отцом — Роланом Быковым. Ляля боялась встречи. Но знакомство было вовсе не таким, каким Ляля его себе представляла.
— Общение с ним для меня оказалось легким и приятным. Он выгнал всех посетителей и запер кабинет изнутри: “Ну, покажи, что ты умеешь, — погадай мне!” О судьбе гадать я постеснялась, мы стали беседовать о его делах. Потом он взял мою руку, долго рассматривал. “Я тоже гадать умею, сейчас все тебе расскажу. В твоей жизни сейчас — огромное счастье. Продолжаться это будет довольно долго, а потом вдруг все прекратится, — посмотрел мне в глаза, вздохнул и продолжил: — Будет тебе тяжело, но потом все наладится. Запомни! Ты сильная, все выдержишь!” Ролан был первым и последним человеком, который гадал мне по руке. И все, что он предсказал, сбылось…
Счастье накрыло Лялю с головой. Олег так гордился ею, что Ляле казалось, будто она его творение.
— Внутри Фонда Ролана Быкова, напротив входа в ресторан “Ностальжи”, стоял стеклянный киоск. Ролан однажды воскликнул: “Как это красиво — цыганские юбки, мониста, браслеты и наша Ляля! Вечером садись сюда — народ будет валом валить, чтобы ты им погадала. Сынок, знай: Лялечке я разрешаю делать все”.
— Выходит, Ролан доверял вам больше, чем собственному сыну?
— Как-то Ролан вызвал нас с Олегом к себе и сказал: “Я вижу, Ляля хорошо на тебя влияет. Так что разрешаю тебе ходить с ней в рестораны”. Понимаете, Олег был хулиган. Однажды был выпивши и разгромил ВТО: столы с едой летали по всему залу. После разгрома в ресторане Ролан жутко разозлился на сына и взял клятву, что тот никогда не будет появляться в приличных заведениях.
Олег Быков любил выпить, но выпивка всегда красиво обставлялась. Накрывался стол, созывались гости, произносились тосты. Олег был чудесным рассказчиком — гости просто покатывались со смеху.
— У Олега была история, которую я всегда просила рассказать на бис. Идет спектакль “Красная Шапочка”, где его мама, Лидия Николаевна Князева, играла главную роль. В тот момент, когда волк собирался съесть Красную Шапочку, Олег выбежал на сцену, начал бить волка. Сорвал спектакль. Уже нарыдавшись, сидит в гримерке у Князевой, которая в гневе меряет шагами комнату. Заходит Фаина Раневская с беломориной в зубах: “Деточка, ты зачем сорвал спектакль?” Олег, всхлипывая: “Волк хотел съесть мою маму!” Раневская, затягиваясь папиросой: “Идиот, кто бы ему позволил!”
Олег во всем был похож на мать. А она была женщина с непростым характером. Знала себе цену и не могла терпеть похождений Ролана. После расставания с Лидией Ролан всегда очень тепло отзывался о ней.
— Как складывались отношения Олега с новой женой отца — Еленой Санаевой?
— Санаева не принимала Олега. Думаю, ей просто было неприятно все, что напоминало о первой жене Ролана, которую он сильно любил.
— А отношения с Роланом?
— Олег волновался, когда отец болел. Опасался, что может произойти с нами, если с Роланом что-то случится. Перед операцией Ролан приходил ко мне. Я твердо говорила, что без операции он проживет еще три года. Он пытался меня переубедить, менял местами карты. Настаивать на чем-то я была не вправе. Но из больницы он не вышел…
Ролан лежал в ЦКБ в кардиореанимации. Ночью я проснулась от пронзительно-гулкого звука лопнувшей струны. Я вскочила с совершенно четким знанием: Ролан умер. Рано утром приехал Олег и сказал: “Отец умер”.
После смерти отца Олег впал в жуткую депрессию. В какой-то момент наша подруга Наташа пригласила нас отдыхать в Феодосию. Я отнеслась к этому с восторгом. За полгода до этой поездки он начал что-то высчитывать в календаре. Потом точно обвел в календаре число “шесть” и сказал: “Раньше выезжать не стоит, а позже нет никакого смысла”.
Четвертого июня мы выехали из Москвы, а шестого… Олег не ходил купаться, никуда не отъезжал — будто чего-то ждал. Вдруг позвал меня: “Мне что-то плохо, тяжело дышать!” Я села рядом с ним. Он сжал мою руку и как-то странно посмотрел на меня. “Ладно, иди проверь обогреватель, я там воду поставил греть!” Только отошла на три шага, как вдруг поняла, зачем он меня отправил. Моментально развернулась, подбежала… Он уже не дышал.
Дальнейшая жизнь
Как только Олег Быков прошел службу, он по возвращении домой женился на девушке, с которой поддерживал длительное время отношения. Вот только семью обязательно необходимо было содержать, а на тот момент парень даже не работал. На помощь ему в очередной раз пришел Ролан Антонович.
Он устроил своего сына на киностудию «Мосфильм» в качестве администратора. В то же время Олег параллельно стал получать высшее экономическое образование, поступив во ВГИК. В этом плане ему тоже оказал помощь отец.
«Получил прозвище Артист»
Ролан Быков с матерью Эллой Ситняковской. Середина 1930-х. Фотография: vinograd.su
Московский городской дом пионеров. Иллюстрация к книге Ролана Быкова «Я побит — начну сначала!». Москва: Издательство «АСТ», «Астрель», 2010
Первая главная роль Ролана Быкова — Кот в сапогах. Иллюстрация к книге Ролана Быкова «Я побит — начну сначала!». Москва: Издательство «АСТ», «Астрель», 2010
Ролан Быков родился в Киеве 12 октября 1929 года. Его отец, Семен Гордановский, участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах, сражался в конной армии Семена Будённого. После революции Гордановского несколько раз отправляли разведчиком в Германию. Тогда же он взял себе новое имя — Антон Быков.
Мать будущего актера, Элла Ситняковская, увлекалась искусством и мечтала стать актрисой. Сына она назвала в честь французского писателя Ромена Роллана: читала его книгу незадолго до рождения сына. Вот только Ситняковская перепутала фамилию с именем, а в паспортном столе совершили сразу три ошибки в документах: отчество Антонович изменилось на Анатольевич, день рождения сдвинулся на месяц вперед, а вместо выбранного имени появилось Роланд. В семье на это не обращали внимания: родители звали сына Роланом, и после он всегда представлялся так же.
«Я помню свое первое путешествие в три года к маме на работу, на Подол. Это была тогда окраина Киева. Я знал, на какой остановке она садилась, так как иногда ее провожал, и на какой выходила. Помню, сел в трамвай, была страшная жара. «Ты, мальчик, с кем?» — «Сам». — «Ты куда едешь?» — «К маме». Увидев меня, мама чуть не упала в обморок. Я уверен, что это один из самых важных поступков в моей жизни — я осваивал первые самостоятельные километры от юбки матери. Такое остается на всю жизнь»
Ролан Быков
Отца Быкова по долгу службы часто переводили с места на место. К середине 1930-х годов семья переехала в Москву и поселилась недалеко от Павелецкого вокзала — тогда этот район считался окраиной города. В коммунальной квартире было 43 комнаты на две кухни и одну уборную. Ролан Быков с детства увлекался театром, но билеты на спектакли ему покупали редко, на просьбы сына отец отвечал: «У тебя дома 43 театра!». Родители вскоре после переезда развелись, и Антон Быков уехал во Львов.
Ролану Быкову было четыре года, когда он впервые вышел на сцену. Соседская девочка сообщила ему новость: в театре составляли списки тех, кто хотел бесплатно смотреть кино. Однако на самом деле там шли прослушивания в кружок самодеятельности. Ролан Быков вспоминал: «Какая-то женщина спросила меня: «Что ты умеешь делать?» Я сказал: «Ничего не умею, хочу кино смотреть бесплатно, сколько угодно». Меня все-таки вытащили на сцену читать стихи Заслужил аплодисменты. А сзади шепчут: «Надо кланяться» Вышел, не спросив, как надо кланяться, вспомнил только, как это делала бабушка, когда молилась. Встал на колени и начал кланяться, ударяясь лбом об пол. В общем, после этого получил прозвище Артист».
В кружок маленького любителя кино не приняли. Но когда Быкову исполнилось 9 лет, мать отдала его в студию «Родник» при Московском городском доме пионеров. Там учили основам актерского мастерства: на занятиях дети «оживляли» предметы, придумывали истории и изображали животных. Последнее получалось у Быкова лучше всего. Он получил свою первую роль в спектакле — сыграл сороку. В 1939 году фотография Быкова в образе кота попала в киножурнал «Пионерия». В одно время с Роланом Быковым в «Роднике» занимались будущий кинорежиссер Александра Митта, юные актеры Владимир Андреев и Игорь Кваша.
Карьера
Сейчас точно никто и не скажет, почему именно Олег Быков, сын Ролана Быкова, проработав какое-то время, решил уйти с «Мосфильма». Его отец не успокоился и продолжил стараться всячески устроить жизнь своего приемного ребенка. Так, он устроил его в кинотеатр «Новороссийск», еще и в качестве директора, однако и там удача Быкову не улыбнулась. Ему удалось проработать всего год, после чего его уволили. Ролан пытался восстановить сына в районном управлении. Хоть там Быкова-старшего и уважали, но его просьбу выполнить не смогли.
За всю свою жизнь Олег один раз сыграл роль в фильме под названием «Чучело» и выступил в качестве продюсера в двух кинокартинах. Больше работ в фильмографии Олега Быкова не было.
Лидия Князева
С первой женой Ролан Быков прожил более пятнадцати лет. В кино Лидия Князева сыграла роль обезьянки Чичи в фильме мужа «Айболит-66». На этой работе ее карьера и закончилась. Но актриса-травести проработала более сорока лет в ТЮЗе. У супругов не было родных детей. Быков Олег был приемным сыном, которого они грудным взяли из детского дома.
От первой жены Ролан Антонович уходил не раз. Он был человеком широкой души. Дома нередко устраивались застолья, собирались шумные компании. Лидия всего этого не любила. И однажды они расстались.
Быков Олег в детстве нечасто встречался с отцом. Лидия Князева запретила им видеться. Второй приемный сын режиссера известен всей стране благодаря бестселлеру «Похороните меня за плинтусом». Эту книгу автор посвятил человеку, которого сложно назвать отчимом. Ролан Быков был настоящим отцом как для Павла Санаева, так и для Олега Быкова.
Личная жизнь
В первом браке Быков пробыл недолго. Его супруга постоянно жаловалась на то, что он мало зарабатывает. Со временем постоянное недовольство привело к разводу. Второй брак Олега оказался более удачным. Его новая супруга, Людмила, уже не устраивала скандалов. Ей вполне хватало и небольшой зарплаты. Сколько бы ни пытался Быков Олег Роланович найти себя в искусстве, все было тщетно, и потому он решил заняться продажей недвижимости. Буквально перед смертью он встретил гадалку по имени Ляля Боева. Именно с ней он общался в последние дни своей жизни. В роковой день гибели мужчины Ляля позвонила его законной супруге Людмиле и сказала, что Олег скончался от острого тромбоза.
Первые съемки в кино и открытие студенческого театра МГУ
Ролан Быков (справа) в роли Бармалея в спектакле «О чем рассказали волшебники». Московский театр юного зрителя, Москва. Иллюстрация к книге Ролана Быкова «Я побит — начну сначала!». Москва: Издательство «АСТ», «Астрель», 2010
Первое собрание труппы студенческого театра Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Иллюстрация к книге Ролана Быкова «Я побит — начну сначала!». Москва: Издательство «АСТ», «Астрель», 2010
Ролан Быков в роли Степана Перца в художественном фильме Мечиславы Маевской и Алексея Маслюкова «Педагогическая поэма» (1955)
Сначала Ролан Быков редко выходил на сцену, потом начал играть второстепенных персонажей в спектаклях «Павлик Морозов», «Место в жизни», «Новый костюм». В постановке «О чем рассказали волшебники» он впервые исполнил роль Бармалея. В театре платили мало, поэтому Быков вел драматические кружки и снимался в кино. Дебютировал он в фильме «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара, где сыграл студента реального училища. Затем Быкова пригласили на съемки картин «Пути и судьбы» и «Педагогическая поэма».
В 1958 года студенты МГУ попросили Быкова стать главным режиссером университетского театра. Обратиться к нему посоветовал сокурсник Быкова — Кирилл Арбузов. Актриса Алла Демидова позже вспоминала: «К нам вышел маленький человек, худенький, в гриме Бармалея, и когда мы ему сказали, что мы его приглашаем быть главным режиссером в студенческий театр МГУ, он так испугался и сказал: «Я? Да как? Я не смогу!» Но мы его уговорили». Ролан Быков ушел из ТЮЗа. Ему хотелось превратить театр МГУ в профессиональный, чтобы актеры получали зарплату, а зрители покупали билеты на спектакли. Это была авантюра: разрешение на открытие театра никто не получал. Но на открытие в мае 1958 года пригласили народную артистку СССР Александру Яблочкину, которая торжественно перерезала ленточку. В тот день студенты сыграли спектакль Быкова «Такая любовь».
«Мне было мало лет, я был совершенно легкомысленный, и в голову пришла шальная мысль — никто в Москве не подумает, что что-то произошло без разрешения. ЦК подумает, что это МК, МК подумает, что это комсомол, комсомол — что профсоюз, профсоюз — что ЦК, круг замкнется без выяснения. Им будет важно только то, что Яблочкина разрезала ленточку. И когда мы ее уговорили, тогда пригласили телевидение и кинохронику. Начальству ничего не осталось, как смириться»
Ролан Быков, интервью журналу «Огонекъ»
В 29 лет Ролан Быков стал главным режиссером в театре Ленинского комсомола. В первом сезоне он поставил спектакли «Третья патетическая» и «Якорная площадь». Однако отношения с новыми коллегами у режиссера не сложились: из-за конфликтов с актерами и руководством Быков вскоре ушел из театра.
Приемный сын
Брак их можно было считать счастливым, но было одно обстоятельство, что омрачало его – невозможность родить ребенка. Это расстраивало обоих супругов, делало их семью неполной. Они играли для других детей, любили их. Ролан Антонович, как никто другой понимал психику ребенка, а в своей семье не было слышно детского смеха.
Лидия принимала за это вину на себя, рассказывая, что ее в детстве испугал бык, и поэтому она не выросла и ребенка родить не может. И во втором браке у Быкова не было детей. Супруги решили усыновить мальчика. Ролан Антонович дал приемному сыну свое отчество и фамилию.
Но несмотря на все старания, тот был непохожим на отца ни внешне, ни по характеру – это был трудный ребенок. На него жаловались в садике, школе. Конечно это не показатель, так как это проблема многих детей. Скорее всего ребенку недоставало любви и внимания. Во время переходного возраста у приемного сына Быков встретил Санаеву. Он оставил свою первую семью.
ТЮЗ – начало пути
В 1951 году, после окончания Щукинского училища, Ролана Быкова распределили в Московский ТЮЗ. Он был зачислен в труппу, где уже третий год работала его будущая жена Лидия Князева, которая играла в амплуа травести. Службу в этом театре Быков считал своей роковой ошибкой, так как актер сам выбрал этот театр при распределении.
Он хотел серьезных ролей, а приходилось играть сказочных героев. Но дети, посещающие спектакли в ТЮЗе, выросли и стали настоящими его взрослыми почитателями. Князева, как, впрочем, и сам Быков, была невысокого роста. В репертуаре театра она играла роли детей и впоследствии сыграла единственную роль в кино — обезьянку Чи-Чи в фильме режиссера Р. Быкова «Айболит 68».
Да и сам он вспомнил молодые годы и сыграл в своем фильме Бармалея. ТЮЗ остался с ним на всю жизнь. «Внимание, черепаха!», «Буратино», «Чучело» — фильмы, которые мы помним с детства. Карьера Быкова удалась: его снимали в кино, он писал сценарии и был режиссером.
Пройти все уровни: учёные из Казани изобрели «симулятор» мигрени
Знакомые многим ощущения: признаки того, что КОВИД-вакцина работает
Порадуйте себя насыщенным вкусом гранатовых пироженок с нежной текстурой
Фильмы
Слава пришла одновременно с приходом Ролана Быкова в кинематограф в 1959 году, с ролью Акакия Акакиевича Башмачкина в фильме по повести Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» лег на Быкова идеально. Далее последовали работы в эпохальных советских лентах — «Я шагаю по Москве» (1963 г.), «Вызываем огонь на себя» (1964 г.), «Бегущая по волнам» (1967 г.), «Служили два товарища» (1968 г.)
«Мертвый сезон» (1968 г.). Особенно зрителям запомнилась роль логопеда в картине «По семейным обстоятельствам», вышедшей на экраны в 1977 году. Но долгожданную награду -«Нику» — Ролану Быкову принесла роль Ефима Магазаника в драме «Комиссар» (1967 г.). Евреев в советском кино никто еще так не играл!
Казалось бы, актерская карьера удалась. Но Ролан неожиданно заявил: «Хочу сам снимать кино! Причем для детей!» Всю жизнь Быков обожал юных зрителей. Считал их лучшими и самыми благодарными, видел в них будущих взрослых, еще не потерянных для человечества и самих себя. Первый же детский фильм, легендарный «Ай6олит-66», цензорам не понравился. Что это поет Бармалей? «Это даже хорошо,/ Что пока нам плохо…» Возмутительно! Травля дерзкого режиссера начала быстро набирать обороты.
В ленте «Внимание, черепаха!» (1969 г.) чиновники усмотрели осуждение ввода советских войск в Чехословакию. Компартия умела мстить -долго и последовательно. Для начала режиссеру не дали экранизировать пьесу Гоголя «Ревизор». Потом запретили снимать фильм «Риголетто». Не пустили драму «Чучело» (1983 г.) ни на один из фестивалей, назвав ее клеветой на советскую школу.
А в качестве особого наказания сняли с постановки уже почти готовый спектакль Михаила Козакова «Медная бабушка», где Быкову досталась роль Пушкина. Ролан Антонович мечтал о ней всю жизнь, однако министра культуры Фурцеву такие мелочи не волновали. «Откуда он вообще взялся — этот урод Быков?» — вспылила она на одном из заседаний.
Это был приговор. На целых семь лет Ролан Быков стал безработным. Впал в депрессию, ушел в запой… От гибели его спасла только любовь жены.
Кумир богемы
Как такое могли терпеть в СССР? Дело в том, что тогда Столбун демонстрировал абсолютную лояльность советской власти. Его адепты носили на лацканах значки с изображением Феликса Дзержинского, а еще гуру очень убедительно разоблачал сионистов, даром, что сам был еврей. А потом некоторые искренне верили, что чудо-врач им помог. Как тот же Эдуард Успенский, которому Виктор Давидович помог избавиться от алкоголизма. Столбуном были очарованы братья Стругацкие, Владимир Шаинский, Юрий Энтин, Василий Ливанов, Алиса Фрейндлих.
Главный идеолог Горбачева — Александр Яковлев. Фото: © РИА «Новости»
Многочисленные жалобы на методы Столбуна гасились на самом верху. В частности, прикрывал его Александр Яковлев, секретарь ЦК КПСС по идеологии. Тот самый человек, что сначала считал своим кумиром одиозного коммуниста Михаила Суслова, а затем стал прорабом перестройки, идеологом развала Советского Союза. Возможно, беспринципному политику импонировал талант Столбуна полностью переформатировать личность, внушив комплекс неполноценности. Например, Столбун унижал Ролана Быкова, называя его ничтожеством. Говорил, что тот недостоин красавицы жены и она от него обязательно уйдет. Сломленный артист верно служил секте, как и десятки других влиятельных людей. Один из последних адептов Столбуна — декан Высшей школы экономики Марк Урнов, который на своих лекциях называет русских «дремучей толпой и никчемным народом».