Иван Пырьев: биография, личная жизнь, фильмография

Детство мэтра

По советским меркам был обладателем просто идеальной анкеты Иван Пырьев. Биография этого известного деятеля культуры соответствовала всем требованиям того времени: он был родом из небольшого алтайского города Камня-на-Оби, из простой крестьянской семьи и всего добился сам.

Когда мальчику было три года, его отец умер, и Ванюшу к себе взял дед по материнской линии Осип Комогоров. Несмотря на солидный возраст, старик смог заменить ребенку отца, воспитав в нем твердый напористый характер и колоссальную трудоспособность, которая очень помогла Пырьеву в будущем.

Участие в Первой мировой и Гражданской

Когда началась Первая мировая, Иван Пырьев был тринадцатилетним подростком, который с юношеской горячностью мечтал проявить себя в ратном деле. Поэтому через год он сбежал из дому и, сев на первый попавшийся военный поезд, отправился на фронт.

Несмотря на юный возраст, Пырьев смог проявить себя и заслужить два Георгиевских креста.

Революция и события 1917-1918 гг. застали юношу в госпитале, где он лечился от тифа. Придя в форму и оценив сложившуюся политическую обстановку, решил стать красноармейцем Иван Пырьев. Биография его в этот момент кардинально изменилась: влившись в ряды строителей нового мира (коими считали себя коммунисты), никому не известный паренек с Алтая получил шанс стать одним из известнейших людей своего времени.

Обладая звучным голосом и неплохим ораторским талантом, будущий режиссер быстро дослужился до должности агитатора в политотделе.

Актерская карьера Пырьева

Еще в бытность работы агитатором Пырьев Иван Александрович успел ощутить, какое огромное влияние на сознание людей оказывает театральное искусство и кино. Поэтому когда в начале 20-х годов ситуация в стране нормализовалась, юноша решил сам стать актером. Поначалу он обучался этой профессии в театральной студии при Губпрофсовете. Здесь судьба свела его с Григорием Александровым.

Чуть позже, играя в профессиональной драматической труппе в Екатеринбурге, начинающий актер познакомился с артистами МХАТа, приехавшими туда на гастроли. Он настолько был очарован их мастерством, что решил отправиться покорять столицу. Собрав свои вещи, Пырьев вместе с Александровым уехал в Москву.

Талантливому юноше с напористым характером вскоре удалось получить работу в Первом рабочем театре Пролеткульта. Здесь ему посчастливилось играть в постановках у таких гениев, как С. Эйзенштейн и В. Мейерхольд.

В 1923 г. Иван Пырьев закончил актерское отделение ГЭКТЕМАСа, однако вслед за Григорием Александровым заинтересовался режиссурой.

Покорение Москвы

В столице первыми работами в качестве актера стали роли в спектакле Сергея Эйзенштейна «Мексиканец». А в кино он впервые появился в роли клоуна в короткометражке «Дневник Глумова». Затем Пырьев работал у Всеволода Мейерхольда. Многим запомнился его зеленый парик, когда он играл роль Буланова в «Лесе». Попутно будущий режиссер Иван Пырьев осуществляет руководство несколькими самодеятельными кружками, в которых он ставил агитки и оратории на актуальные, злободневные темы того времени.

В 1923 году он с успехом закончил ГЭКТЭМАС как студент актерского отделения. А на режиссерском он учился еще какое-то время. Наконец он попал в мир кинематографа, в который так стремился. Сначала Пырьев работал помощником режиссера. Профессионализм и талант проявились практически сразу и о нем заговорили, как о «короле ассистентов». В кулуарах павильонов шептались, что, имея Пырьева в ассистентах, даже самый слабый режиссер добивался успеха.

Первые режиссерские работы

Закончив режиссерское отделение ГЭКТЕМАСа в 1925 г., Пырьев поначалу трудился в качестве помощника режиссера, однако, «набив руку», вскоре и сам сел в режиссерское кресло.

Первой работой маэстро стала «Посторонняя женщина», однако она ничем не отличилась.

На следующий год Пырьев Иван Александрович решил попробовать себя в сатирическом жанре и снял ленту «Государственный чиновник». Однако кинокартина, критикующая чиновников, была объявлена вредительской. Чтобы не потерять работу, режиссеру пришлось изменить ее до неузнаваемости – в результате зрители отнеслись к ленте прохладно. Неудачи в карьере не переставали преследовать и в работе над следующим проектом, с которого его попросту сняли.

Несмотря на невзгоды в профессии, в личной жизни у Пырьева все шло благополучно. Вначале 30-х он познакомился с молодой актрисой — Адой Войцик, на которой вскоре женился. В 1931 г. у молодоженов родился сын Эрик, в котором отец души не чаял.

Работая над картиной «Конвейер смерти», режиссер пригласил на главную роль свою супругу. Несмотря на то что лента впоследствии долго лежала на полке, а когда вышла на экраны, уже утратила актуальность, она стала первой работой режиссера, которую можно считать более-менее удачной.

В 1936 г. Иван Пырьев снимает приключенческую кинокартину «Партийный билет». В ней он снова берет на главную роль ударницы Анны Куликовой свою жену.

Это опыт совместной работы дал начало традиции, согласной которой во всех картинах Иван Пырьев и его женщины всегда работали вместе. Более того, в актерской среде ходили шутки, что по кинофильмам этого режиссера можно узнать, в кого он был влюблен в той или иной момент своей жизни.

Что касается «Партийного билета», то, несмотря на враждебное отношение к нему руководства «Мосфильма», Иосиф Сталин остался от ленты в восторге, и она тотчас же была выпущена в прокат.

А между тем над судьбой самого режиссера сгущались тучи. Вскоре он был уволен с «Мосфильма».

В опале

И в следующей ленте «Деревня последняя» была затронута политическая и общественная ситуация того времени, а в частности возникновение колхозов и борьба с кулачеством. На верхах посчитали, что «интересы картины противоречат интересам государства», и Иван Пырьев (фото см. ниже) был отстранен от постановки.

В 1933 году И.А. Пырьев заканчивает работу над драмой, рассказывающей о жизни трех немецких девушек, под названием «Конвейер смерти». В главных ролях были задействованы актрисы Ада Войцик, Тамара Макарова и Вероника Полонская, которые прекрасно справились с созданием образов молодых работниц. Именно в ходе работы над этим фильмом между Адой Войцик и Иваном Пырьевым возникли близкие отношения. Позже они поженились, родился сын Эрик.

Марина Ладынина – муза Ивана Пырьева

Проблемы с работой очень сказывались на состоянии великого режиссера, он нервничал и срывался на супруге, из-за чего личная жизнь Ивана Пырьева превратилась в ад.

Внезапно судьба предоставила ему возможность сменить обстановку и отдохнуть от навалившихся проблем: киевская киностудия «Украинфильм» пригласила Пырьева снять у них музыкальную комедию «Богатая невеста».

Несмотря на то что режиссер никогда ранее не снимал лент подобного жанра, он решил попробовать. Тем более что Григорий Александров к тому времени уже был признанным мэтром советской музыкальной комедии, и Пырьеву хотелось доказать, что он не хуже.

На главную роль в проекте решил пригласить Марину Ладынину Иван Пырьев. Фильмы с этой молодой и неизвестной актрисой, которые вышли ранее, не помогли ей прославиться. Однако у великого режиссера было особое чутье на таланты, и он видел, что из девушки получится великолепная актриса, тем более что в свое время сам Станиславский называл Марину будущим советского кино. Кроме всего этого, у мэтра была еще одна причина пригласить обаятельную хохотушку на главную роль – он был влюблен в нее.

Роман Ладыниной и Пырьева стремительно развивался во время съемок «Богатой невесты». Несмотря на то что режиссер души не чаял в актрисе и способен был на любые безумства ради нее, на съемочной площадке к ней он был строг, а иногда и беспощаден.

После завершения съемок влюбленные вынуждены были расстаться. Несмотря на глубокие чувства к Ладыниной, Иван Пырьев не мог уйти из семьи из-за сына Эрика, которого очень любил. Поняв, что, кроме роли любовницы, другой перспективы в отношениях с великим режиссером для нее нет, актриса сама порвала с любимым, хотя была беременной от него.

«Богатая невеста» стала настоящим событием в кино 30-х годов. Она помогла режиссеру обрести желанное признание. Помимо этого, Пырьев осознал, что музыкальные комедии о жизни простых советских людей – это то, в чем нуждался в то время зритель. Поэтому он сделал этот жанр своим амплуа – и не прогадал.

В поисках себя

После перерыва длиной в несколько лет режиссер занялся воспроизведением на киноэкране работы сценариста Катерины Виноградской, которая имела рабочее название «Анка». Под руководством И.А. Пырьева актеры (главную роль исполняла Ада Войцик) прекрасно передали истинный драматизм истории. Руководство страны по достоинству оценило картину. Окончательное название этого фильма «Партийный билет».

Однако большого успеха у зрителя фильм не имел. Было его и недостаточно, чтобы укрепить положение Ивана Александровича на «Мосфильме». Творческий кризис, не совсем успешные совместные работы привели к разладу в отношениях с женой. Пырьев, еще и поссорившись с представителями дирекции, уехал в Киев, где стал работать над экранизацией сценария кинодраматурга Евгения Помещикова. Реакция зрителей от просмотра музыкальной комедии «Богатая невеста» (1939) была восторженной. Стремительный ритм, красота, задор и добрая веселость пронизывали каждый эпизод картины, а музыка Исаака Дунаевского, написанная специально к этому фильму, делала историю еще более проникновенной, веселой и реалистичной. Главную роль в фильме исполнила Марина Ладынина, которая впоследствии стала второй женой Ивана Пырьева.

Кинофильм 1939 г. «Трактористы»

Иван Пырьев тяжело переживал разрыв с Мариной Ладыниной и ее отъезд. В 1938 г. она родила сына Андрея и добилась своего перевода в Одессу. Великий режиссер приезжал к ней увидеться, однако красавица не желала его видеть.

трактористы иван пырьев

Тем временем Пырьеву предложили стать режиссером музыкальной комедии «Трактористы». Он с удовольствием согласился, при этом настоял, чтобы именно Ладынина сыграла главную роль в новом проекте. Вернув актрису в Москву под предлогом съемок, он решил не терять ее больше. Поэтому подал на развод с Адой и вскоре женился на своей новой музе.

Едва выйдя на экраны, «Трактористы» стали любим кинофильмом миллионов телезрителей. А Ладынина и Пырьев были награждены Сталинской премией. Примечательно, что впервые за историю этой награды она была присуждена за комедию.

Клара Румянова

По воспоминаниям актрисы, Пырьев предложил 23-летней Румяновой роль в «Испытании верности», от которой та отказалась. Это было неслыханной дерзостью, поэтому режиссер употребил все свое влияние, чтобы девушку не снимали.

Малыш пошалил: во время прямого эфира сын диктора озвучил важное событие

Российские школьники рассказали, кого считают своими героями

Цитрусовый взрыв: свежие идеи дизайна ногтей на весну 2021 года

Он ушел из жизни в 1968-м, и лишь в конце 60-х фортуна повернулась к Румяновой лицом. Благодаря своему уникальному тембру она добилась выдающихся успехов в озвучивании мультфильмов.

Кинокартины военного времени

Найдя свой жанр, а также музу, практически каждый год начал снимать искрометные комедии Иван Пырьев. Фильмы эти заставляли смеяться миллионы советских граждан. Кроме того, большая часть из них были награждены Сталинскими премиями, что свидетельствовало об особой любви вождя к Пырьеву.

Несмотря на то что третья совместная картина супругов «Любимая девушка» не была осыпана наградами, она все равно заслужила зрительскую любовь.

Великая Отечественная война застала звездную чету за работой над фильмом «Свинарка и пастух». Как только объявили мобилизацию, Пырьев свернул съемки и отправился на фронт в качестве добровольца, благо болевой опыт у него был. Однако Сталин приказал вернуть сорокалетнего режиссера в тыл вместе со всей съемочной группой. Ивану Пырьеву было велено завершить съемки.

Несмотря на непростое время, «Свинарка и пастух» была принята зрителями на ура. Она напоминала им о безмятежной мирной жизни и внушала надежду на ее возвращение. Вскоре после окончания съемок звездная чета была эвакуирована из Москвы.

В эвакуации Пырьеву поручили завершить съемки кинокартины «Секретарь райкома» о борьбе советского народа с оккупантами. Хотя эта лента и принесла ему очередную Сталинскую премию, она не считается особо выдающейся работой режиссера. Главную роль, по традиции, сыграла Марина Ладынина.

В переломный 1944 г. режиссер снял картину «В 6 часов вечера после войны».

И хотя она вышла в прокат почти за год до победы, оптимистический ее настой передался миллионам зрителей по всей стране. Интересно, что поначалу Пырьев не хотел поручать главную роль Вари Пенковой своей жене, поскольку полагал, что это не ее типаж, однако Ладынина, давно мечтавшая сыграть драматическую роль, настояла. В результате оба были снова награждены «сталинским Оскаром».

Фильмы

Окончив актерский факультет театральной студии, Пырьев дебютировал на экране в главной роли в кинофельетоне «Дневник Глумова». Но в процессе работы Иван понял, что руководить съемками ему интереснее и снова садится за парту, выучившись на режиссера. Сначала был помощником режиссера и писал сценарии для фильмов, например, «Третья молодость» и «Оторванные рукава».

Через четыре года ему наконец-то удается дебютировать как самостоятельному режиссеру с мелодрамой «Посторонняя женщина», за которой последовала сатирическая комедия «Государственный чиновник». Пырьев начал трудиться над новой картиной «Деревня последняя», но был уволен с киностудии за создание фильмов, «несоответствующих интересам государства». Иван оказался безработным. Он недолго поработал в Ереване, но затем вернулся в столицу и согласился сделать заказную антикапиталистическую драму-гротеск «Конвейер смерти».

Возле камеры, на съемочной площадке фильма «Партийный билет» | Кино-театр

Была политически ангажированной и следующая работа, «Партийный билет», о враге советской власти, который проникает в ряды активистов. Тем не менее, режиссер сумел в приключенческо-политическую форму добавить свойственный ему драматизм и даже детективную напряженность. Фильм дарит Пырьеву первый всесоюзный успех, но при этом дирекция «Мосфильма» осталась им недовольна, и Иван Александрович уезжает на Киевскую киностудию. Именно там он находит себя в жанре музыкальной комедии, благодаря которому и становится легендарным режиссером.

С актерами фильма «Свинарка и пастух» | Кино-театр

Интересно, что и вокруг комедии «Богатая невеста», ставшей первой среди очень популярных картин Пырьева, разгорелся нешуточный скандал. Так как в главных ролях были задействованы московские актеры Марина Ладынина и Фёдор Курихин, а второстепенными оказались в основном украинские артисты, то комитет по цензуре умудрился увидеть в фильме националистический уклон. Комедия легла на полку и, возможно, фильмы Ивана Пырьева больше не увидели бы свет, а его карьера на этом бы окончилась, но в 1938 году «Богатую невесту» просмотрел лично Иосиф Сталин и приказал срочно выпустить ее на экраны.

С актерами фильма «Кубанкские казаки» | Кино-театр

Успех был сногсшибательным, и Иван Александрович одну за другой выпускает музыкальные романтические картины «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Трактористы», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Зрители полюбили эти комедии, хотя очень многие люди в семейном кругу отмечали, что к реальной жизни эти веселые и неутомимые работники не имеют никакого отношения. Любопытно, что у советского зрителя наибольшим успехом пользовались фильмы Пырьева «Кубанские казаки» и «Свинарка и пастух», а среди иностранцев феерический успех имела музыкальная мелодрама «Сказание о земле Сибирской». Ее закупили для показа 86 стран, а японцы и вовсе посчитали эту картину культовой.

На съемочной площадке | Официальный сайт Алтайского края

После войны Пырьев создает сильную мелодраму «Испытание верности», а также производственную картину «Наш общий друг» и военную драму «Свет далёкой звезды». Но особое значение для режиссера в его последние годы имеет переосмысление творчества Федора Достоевского. Иван Александрович снимает грандиозный фильм «Идиот» и максимально лиричный в своем драматизме кинороман «Белые ночи». Последней работой Пырьева стала экранизация «Братья Карамазовы», которая, что примечательно, является последним произведением и у Достоевского. Режиссер успел отснять две серии, но заключительную часть картины доделывали уже его друзья — Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, которые сами снимались в мини-сериале.

«Сказание о земле Сибирской» и «Кубанские казаки» — две последние комедии Пырьева

После победы и возвращения в столицу СССР режиссер активно включился в работу.

В следующие годы выходят еще две его известные картины – «Сказание о земле Сибирской» и «Кубанские казаки». Эти работы снова принесли Ладыниной и Пырьеву сталинские награды, но они и стали последними комедиями в творчестве великого режиссера.

Дело в том, что, будучи любимцем Сталина, после смерти вождя и развенчание культа его личности Хрущевым Иван Пырьев оказался в опале. Его отстранили от режиссерской работы и «сослали» на «Мосфильм».

Близкие люди

Лионелла Пырьева признаётся, что в её жизни есть два главных человека. Муж — Олег Стриженов и лучшая подруга — Наталья Фатеева.

С последней они познакомились в 1956 году, в Одессе, на съёмках фильма «Капитан «Старой черепахи». Лионелла тогда играла второстепенную роль, а у Фатеевой была одна из главных. Девушки подружились, но дальше их пути разошлись, хотя актрисы продолжали переписываться. После того, как Лионелла Пырьева переехала в Москву, их дружба с Фатеевой возобновилась.

Лионелла Пырьева после переезда в Москву

Актрисы были очень дружны и часто помогали друг другу. Пырьева признаётся, что на Наталью всегда можно было рассчитывать в трудную минуту. Лионелла даже устроила знакомства Фатеевой с её будущим мужем. Даже сейчас две яркие актрисы продолжают общаться, их дружбе почти шестьдесят лет.

Во главе «Мосфильма»

В 1954 г. великий режиссер стал директором главной киностудии СССР. Неожиданно для многих, а в первую очередь для себя самого, он обнаружил в себе недюжинный административный талант.

До Пырьева на киностудии в год снималось около десятка кинокартин, теперь же их число приблизилось к сотне. Новый директор взял курс на превращение «Мосфильма» в советский Голливуд. Он строил новые павильоны, закупал современное оборудование и декорации. Помимо этого, хорошо разбираясь в людях, Иван Пырьев собирал со всего СССР талантливых сценаристов, гримеров, декораторов, операторов, режиссеров и актеров.

Чтобы укрепить свою власть, в 1956 г. Пырьев вступил в партию и вскоре стал выступать за создание Союза кинематографистов, который смог бы объединить всех работников этой индустрии в СССР. Хрущев отнесся к этой идее негативно. Тогда маэстро выждал, когда тот уедет в командировку из страны, и добился одобрения своего проекта заместителями Никиты Сергеевича. Так был основан Союз кинематографистов, который возглавил сам Иван Пырьев.

Однако на этом посту он пробыл недолго, потому что из-за его авторитарной манеры управления многие деятели искусства добивались его отставки. И преуспели в этом.

Второй муж — Олег Стриженов

Эта часть биографии Лионеллы Пырьевой приковывает особое внимание. На съёмках фильма «Последняя жертва» актриса вновь встречает Олега Стриженова, который на тот момент был уже дважды разведён и свободен.

Четырнадцать долгих лет разлуки не дали чувствам угаснуть. Судьба снова свела актёров вместе. Стриженов не мог вновь отпустить свою любовь и сделал Лионелле Пырьевой предложение, на которое она ответила согласием.

Прекрасная и одновременно печальная история любви получила своё неожиданное продолжение. Вторым мужем Лионеллы Пырьевой стал Олег Стриженов.

Лионелла Пырьева и Олег Стриженов

Актёры живут в браке уже более сорока лет, и их любовь не угасла по сей день. А в 2010 году состоялось венчание актёрской четы. Ради мужа Лионелла Пырьева закончила кино карьеру и стала домохозяйкой, о чём совсем не жалеет.

Новая муза Пырьева — Людмила Марченко

Тем временем к уже немолодому мэтру советского кино пришла новая любовь. Ей стала юная актриса Людмила Марченко.

Марина Ладынина старела и уже не могла играть главных героинь в кинолентах своего супруга. Когда Пырьев задумал экранизировать «Идиота» Достоевского, его жена стала проситься на роль Настасьи Филипповны. Но Пырьев резко отказал и снял в этой роли Юлию Борисову. Из-за этой обиды отношения между супругами стали напряженными. Когда до Ладыниной дошли сплетни об увлечении мужа молодой актрисой, семейная жизнь звездной четы превратилась в кошмар.

А меж тем новая муза режиссера, получившая главную роль в его ленте «Белые ночи», не спешила отвечать ему взаимностью. Несмотря на ухаживания и роскошные подарки, девушка напрочь отказалась выходить замуж за всесильного Пырьева, хотя от одного его слова зависела вся ее будущая карьера.

На протяжении нескольких лет Иван Александрович не оставлял строптивую красотку в покое. Узнав, что она выходит замуж, он даже учинил разгром в ее квартире. Но все это оказалось бесполезным, и постепенно Пырьев охладел к Марченко.

Однако отношения с Ладыниной были безнадежно испорчены, и вскоре звездная пара подала на развод. Кто был инициатором этого – никто точно не знает. Однако говорили, что Марина Ладынина в порыве ревности хотела написать донос на мужа, но передумала. Этого супруг ей не простил и развелся, забрав их общего сына к себе. Другие знакомые настаивают, что после отказа Марченко Пырьев хотел помириться с женой, но та не простила его и подала на развод.

После расставания бывшие супруги более никогда не виделись. Ходили слухи, что Иван Александрович запретил снимать в кино Ладынину. Но многие сомневаются в этом, поскольку после разрыва актриса долгое время работала в Театре-студии киноактёра и ездила с концертами по стране. Помимо того, в 1963 г. старший сын режиссера Эрик Пырьев снял ее в своем документальном кинофильме «Мелодии Дунаевского».

«Проклятье Пырьева»: за отказ во взаимности, актрисы лишались ролей

Режиссер фильма Иван Пырьев во время репетиции мизансцены с актрисой Леонеллой Скирда, съемки картины «Братья Карамазовы», 1967 год. Фото Валентина Мастюкова /Фотохроника ТАСС/

В последние годы о шестикратном обладателе Сталинской премии ходит такое количество легенд и слухов, что если им верить, его впору назвать «русским Вайнштейном». При его жизни большинство актрис молчали — слишком всесильным был тогда режиссер. Только после его ухода из кинематографической власти, стали вплывать истории о мести Ивана Александровича женщинам, отказавшим ему в притязаниях.

Кинорежиссер Иван Пырьев, 1945 год. Фото С. Иванова — Аллилуева (Фотохроника ТАСС)

Екатерина Савинова

Молоденькую, но уже замужнюю актрису Екатерину Савинову после окончания ВГИКа утвердили в роли Любочки в картине «Кубанские казаки», что было безумной удачей для «зеленой» выпускницы. Но вскоре всесильный режиссер картины стал проявлять к молоденькой девушке недвусмысленный интерес. Однажды Иван Пырьев позвал ее для «работы над ролью», но когда актриса поняла, что это лишь предлог, влепила главному советскому постановщику пощечину. И заплатила за нее дорого — 10 лет Савинову не брали на роли, отдавая лишь эпизоды, многие даже без указания в титрах. Об этом негласном «запрете» рассказывал муж актрисы Евгений Ташков, который в 1963 году выпустил фильм «Приходите завтра», прославивший Екатерину ролью Фроси Бурлаковой. Увы, на съемках этой картины актриса выпила парное молоко и, как считается, заразилась бруцеллезом — болезнью, разрушающей мозг. Екатерина Савинова покончила с собой в 43 года.

Актрисы Екатерина Савинова (слева) и Клара Лучко в фильме «Кубанские казаки».

Марина Ладынина

Эту актрису не случайно называют второй «Любовью Орловой». Марина Ладынина не уступала ей ни в таланте, ни в красоте. Она снялась в главных фильмах Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки», — всего в девяти картинах. Была его музой и второй законной женой. Ради нее режиссер бросил актрису Аду Войцек, правда, не разводился до последнего, и сына Андрея Ладынина родила Пырьеву до их официального брака. Благодаря Пырьеву Ладынина стала звездой всесоюзного масштаба. Но любвеобильная натура мужа снова взяла верх — он начал изменять и ей. Ладынина потребовала развод, но официально расторгать брак Иван Александрович противился — всеми силами пытался вернуть жену. Развод все-таки состоялся, а вместе с мужем и сыном, которого забрал Пырьев, Марина Ладынина лишилась всех ролей в кино и театре. Последний фильм с ее участием вышел на экраны в 1954 году. Марина Алексеевна выступала только в Театре-студии киноактера, в последние жила одна и почти ни с кем не общалась.

Актрису Марину Ладынину называют «второй Любовью Орловой».

Людмила Марченко

Популярность к студентке ВГИКа пришла с первой ролью. После показа фильма «Отчий дом» Льва Кулиджанова на кинофестивале в Локарно, актрису сравнивали с Одри Хэпберн. Иван Пырьев заметил красавицу и позвал ее сыграть Настеньку в «Белых ночах». Когда женатый режиссер начал ухаживать за Людмилой, неопытная девушка испугалась сказать мэтру «нет» и вселила надежды. Влюблен кинематографист был безумно, тратился на подарки, даже снял для нее квартиру. Но Марченко отказалась выйти за него замуж. Сестра актрисы, Галина Дорожкина, вспоминала: «Отвергнуть самого Ивана Пырьева — всесильного режиссера, создателя Союза кинематографистов, да он любую прачку мог сделать кинозвездой! А мог любимую народом актрису уничтожить, задвинуть в тень, что не раз делал». В итоге Пырьев воспользовался своей властью и запретил снимать Марченко. Роли у актрисы появились роли лишь после его смерти.

Клара Румянова

Творческая судьба актрисы, напрямую связана с ее неповторимой способностью подражать детским голосам. Когда в 18 лет Клара Румянова поехала из Ленинграда «учиться на Любовь Орлову» (как сама сказала маме), то голос был очень низким. Во время учебы во ВГИКе Клара слегла в больницу с пневмонией и полностью потеряла голос. Его чудом восстановили фониаторы, но он поменял тембр. Детский голосок кормил актрису, озвучившую 150 мультфильмов, ведь ее резкость чуть не закрыла ей двери в профессию. В 23 года, после окончания театрального, ее позвал в картину Иван Пырьев. Но Румянова, прочитав сценарий, заявила ему, что от роли она отказывается, сценарий ей не интересен, а фильм «Испытание верности» обречен на провал. Но провал в карьере обеспечили ей самой. И пока Пырьев возглавлял «Мосфильм», ни одна роль актрисе не досталась.

Анатолий Папанов и Клара Румянова озвучивают мультфильм «Ну, Погоди!».

Ия Арепина

«В нее влюблена вся Россия» — так говорил о Ие Арепиной премьеры «Капитанской дочки». В середине 60-х, когда об исполнительницы роли Маши Мироновой мечтали тысячи мужчин, один влиятельный режиссер воспылал к ней чувствами. Утверждают, что это был Иван Пырьев. Во время съемок постановщик предложил артистке отношения, на что Ия ответила уверенным отказом, в гневе покинула съемки, да еще и написала жалобу дирекции. Она сохранила собственное достоинство, но отверженный режиссер Ию не простил. За сорванные съемки она получила выговор, а заодно и скандальную славу актрисы, с которой никто не хочет работать. И лишь спустя 14 лет после «Капитанской дочки» она снялась в фильме «Калина Красная» Василия Шукшина. Других заметных работ в ее карьере больше не случилось.

Ия Арепина в фильме «Под стук колес», 1958 год.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Лионелла Стриженова: «Сказки про Пырьева выдумывали актрисы-неудачницы»

Юлия ХОЖАТЕЛЕВА

Последняя супруга великого режиссера считает, что никакого харассмента в его жизни не было.

Лионелле Скирде было 22 года, когда они познакомилась — Пырьев отчитал молоденькую актрису за опоздание на съемки. Они жили в одном доме, она — в комнате общежития, а он — в квартире. Так и завязалась их дружба, которая переросла в брак. Началось с того, что они делились переживаниями от проблем на личном фронте: Скирда тогда крутила «тяжелый» роман с Олегом Стриженовым, который в последствии стал ее вторым мужем; Пырьев в ту пору был женат на Ладыниной и влюблен в Марченко. Официально они поженились в за год до смерти Ивана Александровича. Актрисе было 30 лет, когда режиссер скончался от инфаркта.

Актриса Лионелла Скирда в фильме «Свет далекой звезды» режиссера Иван Пырьева, 1964 г. Фото Льва Портера (Фотохроника ТАСС)

— Мы прожили шесть лет, не расставаясь, до 7 февраля 1968 года, — рассказывает Лионелла Стриженова. — Я помню каждую секунду, каждый его взгляд. Иван Александрович имел огромное значение в моей жизни. Он вложил в меня все, что только можно было вложить в человека, которого любишь.

— Вас не смущала 37 летняя разница в возрасте?

— Сейчас и 60 лет разницы не останавливают! Это не чувствовалось совершенно. В первое время, конечно, робела, называла его по имени-отчеству. Но потом его друг прекратил это безобразие.

Режиссер фильма «Братья Карамазовы» Иван Пырьев в перерыве между съемками в районе Истры, 1957 год. Фото Валентина Мастюкова /Фотохроника ТАСС

— О романах Пырьева ходят легенды…

— Я могу поклясться, что это все неправда, выдумки. Клара Румянова рассказывала, мол, когда он пригласил ее на одну из ролей и дал почитать сценарий., она зашла в кабинет и сказала: «Возьмите ваш плохой сценарий, я сниматься у вас не желаю!». Вы можете себе представить такое? Такого быть не могло! Все мечтали хоть какой-нибудь эпизодик получить у него в картине. Актеры, уже со со званиями, умоляли взять на пробу. Это был скромнейший, порой стеснительный, застенчивый человек. Я другого не знаю.

— А как же оплеуха Савиновой?

— Это ее муж, Женя Ташков, рассказывал. Я ему сказала: «Нельзя так! Зачем? Ты Бога не боишься?». Как это могло быть: его жена Марина Ладынина снималась в главной роли, а он пристает к Кате Савиной? Очень смешно!

— «Мог уничтожить любую актрису» — говорила сестра Людмилы Марченко…

— Так это естественно. Марченко хотела его вернуть. Она могла стать Пырьевой, но не захотела. Не верю ни в одну сказку ни одной актрисы, потому что это, как правило, рассказывали актрисы-неудачницы. Ничего у них не получалось, ну надо же что-то выдумать. И выдумывали для своей значимости всякие истории. А на самом деле этого не могло быть, потому что не могло быть никогда. Если и были у него романы, так они были на виду, все знали ( про отношения с Людмилой Марченко — Ред.).

— Говорят, что вы воспользовались ситуацией, когда Пырьев остался один, и заняли место рядом с могущественным режиссером…

— Я не обращала внимание на это все. Я ушла к Ивану Александровичу, когда во мне еще было живо чувство к Олегу Стриженову. Я почувствовала, что ему я нужнее. А то, что он снимал и думал дальше меня снимать, это было его право художника, режиссера. А не мое давление. Я регулярно бываю на Новодевичьем кладбище — в даты, без дат. Могила у Ивана Александровича самая ухоженная. Так что я не забыла, не бросила. Вот так и прошли 50 лет…

Лионелла Скирда – последняя любовь мэтра советского кино

Несмотря на то что долгие годы Иван Пырьев и его женщины были источником многочисленных острот, ходящих в актерской среде, после разрыва с Ладыниной режиссер решил оставить свои любовные похождения и сосредоточиться на работе.

В 1964 г. маэстро снимает кинокартину о трагической любви во время войны – «Свет далекой звезды». Главную роль он отдает молоденькой актрисе Лионелле Скирде, в которую неожиданно для себя влюбляется. Вскоре эта девушка становится его супругой.

Несмотря на сплетни, окружающие этот союз, молодая актриса стала верной подругой и утешением для пожилого мэтра.

Ия Арепина

Актрису, сыгравшую Машу Миронову в «Капитанской дочке», можно видеть на фото слева. Поговаривают, что во время съемок одной из картин, она отвергла ухаживания Пырьева и сорвала рабочий процесс. Ее выставили скандалисткой с невозможным характером и почти 14 лет приглашали только на эпизодические роли.

Единственный успешный фильм так и остался в карьере Ольги Бган (на фото справа). В 1956-м она снялась в мелодраме «Человек родился», но дальнейшая карьера ограничилась четырьмя незначительными ролями. Это связывают с ее отказом влиятельному режиссеру. К сожалению, невостребованность актрисы привела ее к алкоголизму. Ольга Бган ушла из жизни в 41 год.

Последние годы великого режиссера

Со второй половины шестидесятых Иван Пырьев много болел, однако не покидал работу. В 1967 г. он задумал экранизировать роман «Братья Карамазовы».

Собрав на съемочной площадке целую плеяду выдающихся актером (Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Андрей Мягков и др.), режиссер принялся за работу. Вот только завершить ее ему было не суждено, поскольку одним февральским вечером 1968 г., вернувшись с работы, Иван Пырьев лег спать и больше не проснулся.

Впоследствии ленту закончили исполнители двух главных ролей — Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

Дети Ивана Пырьева

У великого режиссера было двое сыновей, и оба они пошли по отцовским стопам.

Старший, Эрик Пырьев, благодаря связям отца смог работать режиссером, хотя достичь уровня Ивана Александровича ему не удалось.

Эрик пережил отца всего на два года и умер в 1970 г.

Сын Марины Ладыниной и Ивана Пырьева – Андрей, тоже пошел по отцовским стопам. Его режиссерская карьера началась уже после кончины Ивана Александровича, но была не весьма успешной. Он снял 5 кинофильмов, большинство из которых были детективами. Умер Андрей Пырьев в 2011 г.

Судьбу Ивана Пырьева можно считать живой иллюстрацией известного лозунга из «Интернационала»: «Кто был ничем, тот станет всем». На протяжении своей жизни этому гениальном человеку удалось сделать очень много. И в этом в первую очередь его собственная заслуга. А что касается его личной жизни, которая не менее активно всегда обсуждалась, нежели работы Пырьева, то ошибок не допускает лишь ничего не делающий человек, а все остальные обречены искать свою дорогу к звездам, пробираясь сквозь тернии.

«Иван Грозный» с «Мосфильма»

В тот момент Пырьев встретил свою новую любовь — юную актрису, студентку ВГИКа Людмилу Марченко, которая была младше его почти на 40 лет. В 1959 году влюбленный режиссер снял Марченко в главной роли в фильме «Белые ночи» по роману Достоевского. Об этом романе судачила вся Москва, говорили, что взбешенный несговорчивостью девушки Пырьев устраивал скандалы, даже как-то устроил погром в квартире родителей Марченко, которые и слышать не хотели про их возможный брак.

Людмила Марченко в фильме «Белые ночи»

больше по теме

Советские режиссеры, которые снимали в своих фильмах собственных жёнАнглийская пословица гласит: «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина».

Однако сестра Людмилы потом рассказывала, что никакого романа, каким его представляли сплетники, не было, слухи про интимные отношения Марченко и Пырьева были не более чем слухами, на самом деле юная актриса просто не знала, что делать и как отказать настойчиво добавившемуся ее любви и мечтавшему жениться влиятельному режиссеру.

О взрывном темпераменте и непредсказуемых выходках Ивана Пырьева ходили легенды. Находились очевидцы, рассказывавшие, как он в приступе ярости гонялся за «нарушителями», мешавшими съемке, рвал в клочки или выбрасывал в окна на глазах у авторов показавшиеся ему плохими сценарии… Но знаменитому режиссеру много лет прощалась его эксцентричность и поступки, за который другой давно бы мог оказаться в опале — вначале во многом потому, что он был одним из любимцев Сталина, а потом Пырьев и сам стал олицетворением власти.

Ссылка на основную публикацию
Похожее

студия красоты в Лефортово